Впрочем, на международных гонках на Большой приз «Калева», что прошли в середине июня в Таллинне, молодой финн Микка Туоми-нен нарушил «правила хорошего тона». Случилось, что он упал на самом крутом вираже шестикилометровой трассы, так называемом «румми». Переднее колесо беспомощно лежащего «Кавасаки» еще вращалось, когда Микка с трудом встал на ноги, швырнул в сторону перчатки и, расстегнув непослушными пальцами шлем, с размаху грохнул его о землю. Ни разу не обернувшись на разбитый мотоцикл, он пешком прошагал оставшийся до финиша километр.
Даже в закрытом парке, где его окружили друзья, он никак не мог успокоиться. Наши гонщики не советовали мне приставать с расспросами, и лишь у финских механиков удалось разузнать кое-какие подробности. Оказывается, у Туоминена, уверенно возглавлявшего гонку, когда он умчался уже на последний круг, мотор новенького «Кавасаки» внезапно умолк — на входе в вираж Микка коленом умудрился закрыть топливный краник. Пока двигатель снова «ожил», честолюбивый финн оказался на втором месте. Это его никак не устраивало и он, сломя голову, бросился в погоню. Соперника он настиг перед почти стоградусным «румми» и..., как утверждают знатоки, явно «передержал газ». В итоге обладателем Большого приза в классе мотоциклов «супербайк» стал двадцатишестилетний Март Лаял из Эстонии.
Удивительная в полном смысле слова карьера Марта на «кольце» всерьез началась, по существу, всего год назад. Отличный кроссмен Март в прошлом году сел на еще пахнувший краской гоночный «Вихур-414» с двигателем 43-250 — мотоцикл, который делают в Таллинне для спортсменов сборной страны, выступающих в так называемом классе «соцформула».
Дебют на чемпионате республики прошел успешно, а через неделю Лаял стал обладателем Большого приза «Калева». Кажется, его маститые соперники не сомневались, что поставят на место «молодого выскочку», но спустя месяц он — уже чемпион страны. А еще через некоторое время Марта с любопытством разглядывали на пьедестале почета участники этапа Кубка дружбы в Чехословакии, куда ему едва успели оформить загранпаспорт. На следующем этапе в ГДР они все еще выясняли, что за «темную лошадку» привезла наша сборная, а в сентябре ему уже аплодировали при вручении итоговой серебряной награды Кубка-89.
Этой весной Март пересел на семисотпятидесятикубовый «Кавасаки» класса «супербайк». И вот его пятое выступление, и первая победа в престижном классе. Кстати, на подобных четырехтактных машинах теперь выступают его земляки Юрий Раудсик и Юри Рандла-млад-ший, латыши Алвис Приедитис, Дзинтарс Мужниекс и Айнарс Карро.
— Этот выбор не случаен,— сказал мне знаменитый в прошлом гонщик Юрий Рандла-старший, возглавляющий ныне федерацию мотоспорта Эстонии,— надежность таких спортивно-серийных машин просто непривычна для наших гонщиков. По инициативе ФМС Эстонии и благодаря помощи спонсоров они уже стартовали на соревнованиях в Великобритании, Швеции и Финляндии. Их «супербайки» пробежали на тренировках и гонках около трех тысяч километров и пока не требуют ремонта! Вдобавок и стоят они гораздо дешевле своих уникальных двухтактных гоночных собратьев. Короче говоря, надежды на возрождение «кольца» связаны у нас с «супербайком».
Добавим, что и в Таллинне заезд именно в этом классе машин стал своего рода «изюминкой» Большого приза «Калева».
Впрочем, не менее остро проходила борьба и в классе 250 см . Со старта вперед вырвался опытнейший 47-летний швед Эйлерт Лундстед, а следом за ним, словно тень, мчался Пеэтер Коваль из Вильянди. Накануне эстонский гонщик под проливным дождем блестяще победил в классе 125 см3 и теперь стремился повторить свой успех. Поначалу казалось, что ему это удается. Уже на четвертом круге он обошел лидера. Но упорный швед не отставал и сумел-таки вновь выйти вперед. Перед финишем Пеэтер второй раз пошел на обгон, но все же уступил сопернику буквально полколеса.
Болельщики-знатоки досадовали: ну вот, сам же и научил шведа секретам таллиннской трассы, зачем обгонял его в начале гонки?
— Эйлерт на «кольце» с шестнадцати лет,и учить его я бы не взялся,— улыбнулся эстонский спортсмен. Пеэтер уже вылез из тесного кожаного комбинезона, надел обычный костюм, и было трудно поверить, что за плечами у него изнурительная восьмидесятикилометровая гонка.— В нашем деле есть свои маленькие хитрости. Перед гонкой, чтобы переиграть Лундстеда, я поставил на своем «Вихуре» передачу подлинней, чем у шведа. Иными словами — поменьше звездочку на заднее колесо. Теперь моя машина могла развить большую скорость, но набирала ее медленней. Чтобы не отстать от более динамичной «Априлии» Эй-лерта, приходилось сидеть в «воздушном мешке» за машиной соперника, который невольно «помогал» мне разгоняться. Зато на самой длинной прямой, когда стрелка тахометра на «Априлии» замирала у предельной черты, можно было идти на обгон. В первый раз этот маневр мне удался. А вот в решающий момент не сразу включилась передача.
В этом году Большой приз «Калева» собрал немало зарубежных гонщиков: из Швеции, Финляндии, Дании и Чехословакии. Они выступали в классах «супербайк», 125 и 250 см3, а также 750 см3 с колясками, где победил шведский экипаж А. Шварц — Л. Густавссон. Приятно, что на этот раз кое-кто из наших спортсменов выглядел на трассе не хуже иностранных гостей. Несколько гонщиков из Прибалтики благодаря исключительной здесь популярности мотоспорта сумели найти себе состоятельных спонсоров в лице крупных агрофирм, совместных предприятий и кооперативов, располагающих твердой валютой. Теперь они имеют не только отменную экипировку и спортивную технику, но и прекрасные сервисные автомобили. В них можно перевозить запчасти и мотоцикл, приготовить в уютном салоне обед, принять душ и переночевать в пути. Впрочем...
— У меня нет уверенности в завтрашнем дне,— признался мне Дзинтарс Мужни-екс, впервые в этом году выступавший в Финляндии на «Кавасаки», приобретенном заводом РАФ.— В свои двадцать восемь лет я не считаю себя ветераном, но, когда на финише первой же гонки в Суоми совсем молодые парни «привезли» мне целый круг, понял, что в прошедшие годы изоляции наших «кольцевиков» от мирового спорта мы просто топтались на месте. Долгое время Кубок дружбы был для нас единственным международным соревнованием. Теперь и его не стало, и мы, кажется, оказались вообще не нужны. Сейчас каждый выкручивается, как может. Я уверен, что смогу наверстать упущенное, но хватит ли на это терпения и средств у моих спонсоров?
Если даже у немногих «счастливчиков» далеко не сладкая жизнь, что же говорить о дальнейшей судьбе А. Московки, И. Щего-ленкова и их товарищей по сборной, не сумевших заручиться финансовой поддержкой спонсоров? Похоже, что дл я них остаетс я невесе-лая перспектива участвовать лишь в двух этапах союзного первенства на «антикварных» отечественных машинах. Стартовать в международных гонках на такой отсталой технике давно уже и в голову никому не приходит.
Видимо, поэтому интерес к заездам на отечественных мотоциклах падает с каждым годом и у зрителей, и у гонщиков. Не стали исключением и соревнования на Большой приз «Калева». Зато, с какой завистью, позабыв про свои «мински», «ижи» и «ковровцы», смотрели наши молодые спортсмены на многоцветную карусель международных гонок. Одетые в черные или темно-коричневые комбинезоны — как будто в природе других цветов нет,— стояли они у самой обочины трассы. А мимо, оставляя в воздухе аромат дорогого «Кастроля», проносились «хонды», «Ямахи» и «кавасаки».
Жаль, если они так навсегда и останутся на обочине мирового спорта. Впрочем, сскольцевики» — люди, как известно, сдержанные и не любят сетовать на судьбу.
С. ОСОКИН. Фото Л. ПЕЭГЕЛЯ
Класс 125 См3: 1. П. Коваль (Эстония); 2. Ю. Вайнио (Финляндия); 3. У. Кадакас (Эстония).
Класс 250 см3 «соцформула»: 1. Я. Каска; 2. Т. Томингас; 3. П. Пяева (все — Эстония). Класс 250 см3: 1. Э. Лундстед (Швеция); 2. П. Коваль (Эстония); 3. Я. Каска (Эстония).
Класс «супербайк»: 1. М. Лаял (Эстония); 2. Ю. Рандла (Эстония); 3. Т. Питканен (Финляндия).
Класс 750 см3с/к: 1. Л. Шварц — Л. Густавссон (Швеция); 2. Т. Видес — Т. Проссо (Эстония); 3. Б. Андерссон — А. Нор дли (Швеция).
Мотоциклы отечественного производства
Класс 125 см3 юноши: 1. В. Визла (Латвия); 2. П. Ханссон; 3. В. Белков-ский (оба — Эстония).
Класс 125 см3: 1. Р. Тийдус (Эстония); 2. А. Фролов (Латвия); 3. А. Рандмаа (Эстония).
Класс 175 см3 женщины: 1. М. Калам (Эстония); 2. Г. Фирсова (Ленинград); две остальные участницы не финишировали.
Класс 175 см3: 1. И. Викманис; 2. Э. Бумбиерис;3 . А. Лапиньш (все — Латвия).
Класс 350 см3: 1. С. Мете; 2. Э. Петерсон; 3. П. Кумм (все — Эстония).
Источник: Журнал «АМС», №3, 1990