К числу приятных исключений смело можно отнести теперь мотогонки на Кубок Латвии. Впервые статус международных обрели они лишь в минувшем сезоне, а в нынешнем — на рижскую кольцевую трассу «Бикерниеки» пожаловали гонщики Чехословакии, Польши, Румынии, Австрии, Германии, Швеции, Ирландии и Великобритании. И хотя среди гостей не было представителен мировой мотоциклетной элиты, как говорится, лиха беда начало!
К сожалению, помериться силами с зарубежными гонщиками смогли пока, увы, лишь кольцевики из Прибалтики. Сегодня только в этих республиках, где исключительно популярен мотоспорт, можно заручиться финансовой поддержкой состоятельных спонсоров в лице крупных агрофирм, совместных предприятий и кооперативов, не пожалевших даже в наше трудное время валюты на покупку «фирменных» мотоциклов.
Знаменитая своей сложностью рижская трасса длиной 3580 метров оказалась для иностранцев крепким орешком. За две субботние тренировки не так-то просто «пристреляться» к мотоциклетному кольцу, что проложено по лесному парку Бикерниеки. Здесь и крутые переломы дороги, и сложные связки из коварных закрытых виражей, когда один за другим «накручены» повороты и где ни секунды не выкроить для передышки. А главное, к каждому нужно подобрать свой ключик, выбрать единственную оптимальную траекторию.
Не удивительно, что в первом же заезде престижного класса «супербайк» хозяин трассы Алвис Приедитис и Юрий Раудсик из Таллинна не оставили никаких шансов зарубежным гостям. Не смог составить им конкуренции и Пэтер Коваль из Вильянди, обосновавшийся на третьей позиции. Видимо, его двухтактная «Ямаха» класса 500 см3, более резкая и «взрывная» в сравнении с 750-кубовыми четырехтактными супербайками лидеров, оказалась не лучшим спортивным снарядом для борьбы на скользкой, коварной из-за дождя трассе.
А тем временем две мощные «хонды» уносил и Приедитиса и Раудсика все дальше от остальных. Даже на мокром асфальте средняя (!) скорость круга у лидеров достигала 108 км/ч. Они мчались рядом. В такой классической для «кольца» дуэли многое решает тактика. Побеждает тот, кто сможет переиграть соперника. А развязка наступает обычно лишь перед финишем. Так и случилось. Поначалу впереди был эстонский спортсмен. Когда же хозяин трассы, пытаясь оторваться, вдруг взвинтил темп, тот без боя уступил лидерство. Опытного Раудсика такой поворот сюжета, видимо, вполне устраивал. Круг за кругом висел он на хвосте у латвийского гонщика, повторяя все траектории, «вычисляя» малейшие неточности и ошибки соперника. Одной из них он и воспользовался. Его стремительный рывок в конце гонки, кажется, застал хозяина трассы врасплох. Только теперь Раудсик показал все, на что он способен. Буквально минуты хватило ему, чтобы умчаться вперед от соперника на целых полсотни метров! Алвис Приедитис бросился в отчаянную погоню — а в результате падение на предпоследнем 17-м круге.
После финиша я слышал, как говорили Раудсику: «Похоже, своим назойливым преследованием ты выбил соперника из колеи. У Приедитиса попросту сдали нервы».
— Я знаю Алвиса не один год, — покачал головой эстонский спортсмен,— не думаю, что у него такие слабые нервы. А от ошибок не застрахован никто. И мне приходилось падать. На гонках это бывает...
Почти 130-километровую дистанцию соревнований на супербайках, в отличие от состязаний в других классах машин, поделили на два заезда. Во втором Юрий Раудсик без труда оставил позади остальных. Его основной соперник из Латвии хоть и взял напрокат у товарища по команде другой мотоцикл, взамен поврежденного, сошел из-за неполадок.
Эстонских болельщиков порадовал и Яан Лаял. В прошлом сезоне, не имея хорошего мотоцикла, он вынужденно держался в тени. Теперь на новой 125-кубовой «Хонде» ему не было равных в классе.
Зарубежным гонщикам спортивное счастье улыбнулось лишь в гонке на мотоциклах с двигателями 250 см3, которую выиграл швед Хассе Густавссон. Чуть больше двух секунд уступил ему эстонский спортсмен Эйнар Петерсон. Впрочем, трудно сказать, каким получился бы спор за награды, не случись поломка мотора на машине опытнейшего Юрия Преображенского из Таллинна.
— «Хонду», что была у меня в прошлом сезоне, пришлось продать,— вздыхал после финиша Юрий. — Что поделаешь, если плохо пошли дела у моих спонсоров. Вот, как мог восстановил свой видавший виды «Вихур-Ротакс», на котором выступал когда-то за сборную. Но хватило его, увы, лишь на шесть кругов.
Не позавидуешь мотогонщикам. Без престижной «иномарки» на международных соревнованиях и делать нечего. Вот и на Кубке Латвии, в программе которого заездов на отечественных машинах попросту не было, большинство наших кольцевиков оказались лишь в роли зрителей. Впрочем, одно исключение сделано было даже в ущерб зрелищности состязаний. На старт вышли-таки юноши на 125-кубовых минских мотоциклах. И это понятно — забота о подрастающем поколении мотоспортсменов!
А после закрытия соревнований прямо у старта-финиша по картинговой трассе провели гонку для мальчиков на мопедах Глядя, сколько собралось ребятни и, главное, с каким вниманием относятся к их увлечению взрослые, понимаешь, что в Прибалтике «кольцо» выживет, «выкрутится» из сегодняшних трудностей — здесь у него глубокие корни. Но зто в Прибалтике...
С. Осокин. Фото В. Крючкова
Источник: Журнал «АМС», №4, 1991