Пусть никого не смущает статус этих соревнований как национальных гонок. Дело в том, что в формуле 3 европейский чемпионат не проводится, существует лишь одноэтапный Кубок Европы, и первенства Англии, Германии, Италии в этом классе пользуются едва ли не большей популярностью, чем, скажем, Кубок мира в формуле 3000 (бывшей формулы 2). Секрет прост: именно в третьей формуле мужали будущие асы чемпионата мира — Сенна, Пике, Прост, Мэнселл. Тут их приметили менеджеры знаменитых «конюшен», отсюда, минуя, кстати, формулу 3000, шагнули они к «королевской» славе. И то, что в британском чемпионате вместе с японскими, бразильскими, шведскими, бельгийскими и испанскими пилотами выступали наши известные кольцевики — факт воистину знаменательный.
Смотрины их состоялись 19 мая на трассе «Брэнде Хетч». За несколько дней до старта дуэт «Апекса» получил новые машины «Ральт-РТ-35» английского производства с итальянским двигателем «Альфа-Ромео-Новамотор» и шинами фирмы «Эйвон». И хотя Пыльд с Козанковым ехали практически с листа — не хватило времени на ознакомление с техникой и трассой — результат оказался неплохим. Среди двадцати шести участников наши заняли 13-е (Пыльд) и 15-е (Козанков) места, отстав от лидера Джила Деферана («Рейнард-913» с двигателем «Хонда-Муген») на круг. Этот дебют был по достоинству оценен прессой и специалистами, которые утверждали, что у команды «Апекс» есть перспективы.
Через неделю на трассе «Тракстон» микродуэль советских гонщиков выиграл Козанков — тринадцатое место. Пыльд финишировал четырнадцатым. Победителем этапа стал англичанин Стив Робертсон, выступающий на «Ральте-РТ-35», примерно таком же, как и у нашей пары.
К третьей гонке, которая состоялась на знаменитом кольце «Сильверстоун», на автомобилях «Апекса» появились новые двигатели. Вместо не очень удачных «Альфа-Ромео» установили моторы «Хонда-Муген», которыми пользуется большинство лидеров британского чемпионата. Это, естественно, сказалось на результатах. Виктор Козанков успешно преодолел дистанцию, частично повторяющую трассу формулы 1, и финишировал десятым, отстав от победителя менее чем на круг. А вот Урмасу Пыльду не повезло. Поломка «Ральта» помешала ему закончить гонку и вернула в бокс. Зато на следующем этапе первенства в «До-нальтон парке» фамилии советских спортсменов оказались в итоговой таблице рядом. У Козанкова — 14-е место, у Пыльда — 15-е.
Поездка «Апекса» в Великобританию состоялась благодаря активной поддержке советских и зарубежных спонсоров — «Автобанка», фирм «Ильва», «Ай-Эм-Си» и компании «Вудланд Пайн». Полученные средства были потрачены на приобретение конкурентоспособной техники. Американская нефтяная компания «Шелл» помогла команде современными эксплуатационными материалами — антифризом, тормозной жидкостью, высокооктановым топливом и, конечно же, специальным маслом для гоночных моторов.
Каждый этап чемпионата обходился нашей команде недешево — примерно в десять тысяч долларов. Столько стоит аренда трассы и боксов на время тренировок, тестовых испытаний и в ходе самой гонки, а также оплата труда квалифицированных механиков. И все же это расходы по минимуму. Для того, чтобы бороться с лидерами на равных, валюты нужно еще больше. Соперники, например, и тренировались дольше, и не один комплект покрышек износили. А наших постоянно ограничивала жесткая смета. Но не только финансовые трудности испытывали пилоты «Апекса».
В этом году до выезда в Англию, по тем или иным причинам, оба спортсмена практически не садились за руль гоночного автомобиля. Разве можно считать серьезной подготовкой к сезону в формуле 3 единственный зимний старт Виктора Козанкова на Раменском ипподроме в гонке «Русский трек». Остается только сожалеть, что Козанков и Пыльд не «откатали» тренировочный сбор для сборной команды страны, не участвовали в каких-нибудь традиционных соревнованиях.
Выступление наших кольцевиков еще раз напомнило известную истину, что спортивные достижения находятся в прямой зависимости от финансового благополучия команды. Что же до профессионального мастерства гонщиков, то оно, конечно, необходимое слагаемое успеха, но отнюдь не единственное. Поэтому нынешний результат посчитаем вполне закономерным. Главный итог четырех этапов чемпионата — появление в мире формулы 3 советских гонщиков, замеченное английскими специалистами автоспорта.
А там, глядишь, найдутся средства и можно будет бороться в группе лидеров.
В. Крючков
Источник: Журнал «АМС», №4, 1991