При всей разнице условий в двух странах, думается, со многими из недугов, которыми мучается ныне моторный спорт Восточной Германии, придется столкнуться и нам.
Перед вами статья из немецкого журнала «Ауто», которую мы публикуем с сокращениями.
Ситуация в автомотоспорте бывшей ГДР по сути такова, что ему приходится бороться за выживание. Корни нынешнего кризиса уходят к 1972 году, когда гонщикам Восточной Германии было запрещено участвовать в чемпионатах мира и Европы. Тогдашнее руководство страны опасалось расширения контактов с Западом.
Профессиональные команды в ту пору остались только на автомобильных и мотоциклетных предприятиях в Цвиккау, Айзенахе, Цшо-пау, Зуле. Так что в основном автомотоспортом мог заниматься только тот, кто за многие годы накопил достаточно денег. Значит, и подпора со стороны молодежи не было никакого. Гонщики ГДР «главным образом старые господа» — как писали западные журналисты.
И все же худо-бедно автомотоспорт существовал. С немецкой тщательностью колдовали гонщики после окончания рабочего дня над своими 80-сильными «трабантами» и 120-сильными «ладами» в собственных гаражах.
Официальной поддержкой пользовались практически только гоночные команды легковых автомобилей и формулы «Восток», так как именно в этих категориях разыгрывался четырехэтапный Кубок дружбы. В нем участвовали талантливые пилоты семи социалистических стран. На трассах «Заксенринг» и «Шляйц», где проходили эти состязания, собиралось до 200 тысяч болельщиков.
После 1976 года необычайную популярность в ГДР приобрел автокросс. По зрительскому интересу он обошел даже матчи футбольного чемпионата страны. В моторном союзе ГДР (АДМФау) было зарегистрировано 80 тысяч членов.
И вот Берлинская стена рухнула. Внезапно бывшие восточные лидеры оказались статистами на гоночных трассах.
«В спорт я вкладываю всю душу, но теперь не имею даже намека на успех», — огорчался мастер кольцевых автогонок 35-летний Клаус-Петер Шахтшнайдер после соревнований во Фробурге, где он на своей «Ладе» плелся в хвосте у более мощных «ситроенов», «сузуки», «опелей» с Запада.
И на гонке в Шляйце все лучшие места заняли молодые западные гонщики из формул «Форд» и «Рено-5», состязания на которых проводит Высшая национальная спортивная комиссия ФРГ (ОНС). Глядя на такую печальную картину, многие восточные спортсмены подумывают о завершении своей гоночной карьеры. «В 1991 году в соревнованиях на легковых машинах я увижу только половину моих старых знакомых», — сокрушается Шахтшнайдер.
Многократный чемпион ГДР в формуле «Восток» 37-летний Берндт Каспер, не один сезон выступавший за сборную страны, повесил шлем на гвоздь: «Я бы хотел теперь работать только как консультант в небольших гоночных командах».
Занимавшийся спортом с 1969 года 48-летний Манфред Гюнтер теперь дилер «Фольксваген-Ауди». Его любимая гоночная «Лада» займет почетное место в торговом зале его конторы.
Ситуацию усугубила и гибель Ульриха Мелькуса. Он был ведущей фигурой в автогонках ГДР. На нем, как говорится, все держалось. От Мелькуса потянулась, было, ниточка к фирме БМВ. Улли имел честолюбивый проект создания гоночного автомобиля с двигателем этой фирмы. Без него перспектива стала туманной, хотя работы по созданию прототипа продолжаются.
Вообще кризис больше всего коснулся кольцевых автогонок. Каждый выкручивается как может. Безнадежна ситуация тех, кто выступает на «ладах». Они бессильны против мощных западных конкурентов. Тот же Шахтшнайдер надеется на контракт с «Опелем», чтобы выступать в Кубке ФРГ. Секрет в том, что он занимается продажей «опелей», и его бизнес быстро продвигается.
Кстати, об «Опеле». Эта фирма и раньше проявляла интерес к гонщикам с Востока. Так для чемпионата ГДР они подарили 41-летнему Клаусу Гольке «Опель-корса-ГТИ». Правда, на такой машине в чемпионате объединенной Германии у него шансов нет.
Чаще всего все проблемы упираются в отсутствие спонсоров. Бывшие народные предприятия ГДР еще не имеют достаточно средств, чтобы финансировать гонщиков, а богатые фирмы из западной части Германии заинтересованы в молодых, перспективных спортсменах. Вот лишь один пример. Штеффен Гёппель искренне верил в свою гоночную звезду. Ведь на берлинском треке АФУС в формуле «Опель-Лотос» он занял приличное шестое место. Однако, когда он кинулся искать спонсоров, чтобы попытать счастья в формуле 3, парня из Либервольквитца ждало разочарование: «Мне в конце концов сказали, что я слишком стар». Между тем Гольке только 25 лет.
На этом печальном фоне курьезом выглядит тот факт, что двухтактные «трабанты» имеют почти радужные гоночные перспективы. В сентябре 1990 года «пластмассовые ракеты» неплохо выступили на чемпионате Европы по горным гонкам во французском Тюркхейме. На 1991 год во Франции запланировано шесть гонок с участием этих машин.
Больше того, в ОНС всерьез рассматривается любопытная идея проведения «олд-таймер-чемпионата» на «трабантах». «Только как экзотика мы имеем шансы на существование», — признается с грустью 63-летний Хельмут Асманн, долгие годы выступавший на подобных машинах.
В тяжелом положении находятся и организаторы гонок. Три существующие в Восточной Германии трассы не отвечают современным требованиям безопасности. Их надо срочно модернизировать.
Последний раз этап чемпионата мира по мотокольцу проходил на трассе в Хемнице в 1972 году. С тех пор международные соревнования такого уровня в ГДР не проводились. Теперь рядом со старой трассой планируется строительство нового автодрома.
Оптимисты считают, что на новом «Заксенринге» уже в 1992 году можно будет проводить гонки. Но на строительстве стоит гробовая тишина, и только трое рабочих заняты демонтажом старых трибун. Нет даже самого проекта.
Несколько лучше обстоят дела в Шляйце. Трасса здесь нуждается лишь в модернизации. Но на строительство новых боксов и дополнительных сооружений, обеспечивающих должный уровень безопасности, потребуется полтора миллиона марок. А желающих выложить такие деньги пока нет.
Между тем руководитель автомотоклуба в Шляйце Герхард Айлер смотрит в будущее с оптимизмом. В 1991 году он собирается провести большие автомотошоу, открыть гоночную школу и даже надеется организовать этап Кубка Германии.
Третья трасса — во Фро-бурге. Здесь тоже нет недостатка в планах. Даже нашелся спонсор — пивоваренный завод «Кульмбахер». Однако суммы помощи смехотворно малы.
Источник: Журнал «АМС», №2, 1991