— Когда я впервые вышел на трек, расчет был простым — получше подготовиться к летнему сезону, не потерять формы,— вспоминал накануне союзного первенства 1990 года один из лучших спортсменов страны в этих состязаниях, фирменный пилот «Лады», на счету которого многочисленные победы и в кольцевых гонках.— Только вот просто тренировки так и не получилось. «Ипподром» — это серьезно. И хотя главными по-прежнему считаю выступления на «кольце», с тех пор стараюсь не пропустить ни одного зимнего старта.
Первые шаги на коварной дорожке трека Кацаю давались не просто. В те времена «всесе зонным и» гонщиками по праву считались раллисты, и на представителей летнего вида — «кольцевиков» многие посматривали скептически. Не сразу пришел и опыт подготовки моторов с плавной «зимней» характеристикой, и техника вождения, и радость первых успехов.
А на «кольце», по мнению Юрия, зимняя «школа» придает необыкновенную уверенность. «Если гонка идет по дождю, без ошибки определяю, кто из соперников с первыми заморозками погружается в «летаргический сон»,— поясняет он.
Похоже, разделяют мнение Юрия и его товарищи по заводской команде. Во всяком случае, почти все именитые тольяттинские пилоты-кольцевики, настоящие завсегдатаи зимних треков. Вот и на очередном первенстве СССР в Перми собрались и Ю. Боровиков, и Б. Маслов, и В. Егоров. Вместе со своими земляками — кроссменами В. Малюшитским, О. Кахишвили, Р. Мухаметзя-новым они составили грозную силу.
Все предстартовые прогнозы о составе трио победителей сводились лишь к комбинациям из фамилий заводских гонщиков. И для этого были основания. Еще неделей раньше, когда здесь же, на пермском треке, вовсю шли заезды чемпионата страны на «волгах», прямо к дорожке подкатила «Нива» с тольяттинскими номерами. Из нее неспешно вышел мастер спорта международного класса Виталий Богатырев, ныне один из руководителей автоспорта на ВАЗе. А уже через день ипподром буквально оккупировали девять гонщиков заводской команды, прибывших на тренировочный сбор.
Этот «десант» был на редкость солидным: сверкающие свежей краской «самары», около которых суетились механики, готовые в считанные минуты устранить неисправность, радиосвязь, «Икарус», едва протиснувшийся на пятачок закрытого парка, в котором затянутые в комбинезоны пилоты отдыхали между стартами. Многие соперники не без зависти посматривали на подготовку «фирменных» конкурентов. А после субботних отборочных заездов, когда вся тольяттинская девятка в полном составе попала в число шестнадцати финалистов, некоторые, кажется, и вообще распростились с мечтами о медалях.
Впрочем, не удивительно, что на заводе, который славится своими спортивными традициями,— и прекрасная техника, и ведущие гонщики. Жаль только, что «самары» на дорожках ипподромов стали себя чувствовать одиноко. В мире есть немало гонок, таких, как Кубок «Рено» или Кубок СЕАТа, где спортсмены спорят на машинах одной марки. Вот и наш чемпионат стал похож на своеобразный Кубок «Самары». Все 24 гонщика из девяти городов страны стартовали на ВАЗ-2108.
— Слишком уж велико преимущество «Самары»,— пояснял мне Виталий Богатырев.— Однажды пригласили нас на гонки в Ижевск, а вот что «на шипах» выступать можно, сообщить позабыли. Но, на удивление всем, на виражах наши машины и на обычных покрышках сражались с «москвичами» хозяев трассы почти на равных.
Видимо, поэтому ни гонщики АЗЛК, ни Ижевского завода на этот раз в чемпионате вообще не участвовали. Бесспорно, Волжский автозавод заслуженно стал «законодателем мод» на наших гоночных и раллийных трассах. И все-таки жаль, что не увидеть теперь на треке дуэлей «Москвича» и «Лады», борьбы пилотов АЗЛК и «Ижмаша». Ведь именно такое принципиальное соперничество придавало чемпионатам особую остроту и непредсказуемость. Возможно, поэтому не жалуют ныне болельщики своим вниманием зимние трековые гонки. Кстати, немного их было и на чемпионате в Перми. Ведь, ко всему прочему, сюда не приехали и именитые раллисты, в том числе почитатели зимнего трека В. Штыков и С. Успенский. Они, видимо, не успели прийти в себя после своего всесоюзного первенства, состоявшегося незадолго до старта в Перми.
И все же нашелся отчаянный человек, бросивший вызов заводским гонщикам.
Первый же «выход» Юрия Макарова, водителя одного из автотранспортных предприятий Кургана, принес ему победу. Такая «дерзость», похоже, не понравилась оставшимся позади тольят-тинцам В. Егорову, Ю. Боровикову и Р. Мухаметзянову. Недовольно урча моторами, их «самары» свернули в технический парк, а машина победителя осталась на дорожке, чтобы сразиться с новыми соперниками. Такое уж расписание у второго стартового номера.
Ох, и досталось же в первых трех заездах Макарову! Его машина лишилась бокового стекла, крыло кое-где прихвачено проволокой. Но вмятины и боевые шрамы его автомобиля не помешали Юрию одержать три победы. Кажется, такой поворот сюжета для тольяттинцев стал полной неожиданностью. Перед заездом гонщики ВАЗа, сдерживая машины ручным тормозом, казалось, с особым усердием газовали, буксовали в снегу передними колесами. Механики даже подбрасывали песок — чтобы лучше прогрелись шины,
Только в седьмом зАезде удалось остановить возмутителя спокойствия. Судя по новым вмятинам и погнутым рулевым тягам, он побывал в серьезной переделке. Но три потерянных очка — это еще не поражение. И зрители предвкушали драматическую развязку. Однако Юрий, кажется, разочаровал своих поклонников. На редкость осторожно, оставаясь на третьей позиции, провел он оба заключительных заезда. В итоге — бронзовая медаль.
— Перед двумя решающими стартами я мысленно просчитал почти все возможные варианты,— рассказывал после финиша 29-летний гонщик.— Идти ва-банк в одиночку на уже изрядно потрепанной машине было бы безрассудством. А бронза, добытая в борьбе с заводскими гонщиками, имеет для меня золотую цену.
Потеснить пилотов «Лады» удалось и Николаю Конину из Пензы, который занял четвертое место. Он, как и серебряный призер Виктор Малюшитский, одержал три победы, и, если бы не досадный сход в одном из заездов, кто знает, чем бы закончился спор за награды.
Только Юрию Кацаю — новому чемпиону страны удалось выиграть четыре заезда. Причем, как всегда, в мягком, интеллигентном стиле. Видимо, на манере езды сказывается и характер гонщика. Похоже, любовь Юрия к зимним гонкам не остается безответной.
С. Осокин. Фото А. Гуревича
Пермь, 22—23 декабря. Класс 8: 1. Ю. Кацай (Тольятти) — 27 очков; 2. В. Малюшитский (Тольятти) — 26; 3. Ю. Макаров (Курган) — 23; 4. Н. Конин (Пенза) — 22; 5. В. Егоров (Тольятти) — 21; 6. Р. Мухаметзянов (Тольятти) — 17; 7. Б. Маслов (Тольятти)— 16; 8. Ю. Боровиков (Тольятти) — 14; 9. Г. Вали-улин (Казань)—13; 10. А. Белов (Тольятти) — 12; 11. О. Кахишвили (Тольятти)—12; 12. А. Кулаков (Ижевск) — 9;
Источник: Журнал «АМС», №1, 1991