Но подобные расчеты не для Тойво. «Мне искренне жаль, что Козанков не смог приехать. Так хотелось с ним сразиться,— говорил он перед гонкой.— Но и в его отсутствие я просто обязан бороться только за победу. Иначе — какой же я чемпион?»
И действительно, Асмер лидировал с первого до последнего круга дистанции, привезя на финише своим соперникам, как говорят гонщики, «целую трамвайную остановку».
А вот за его спиной разыгралась маленькая драма, на которые так богат автоспорт. Александр Потехин из Москвы сначала шел вплотную за лидером, потом, заметно снизив темп, отстал. Вскоре его настиг тольятти-нец Александр Пономарев. Некоторое время москвич отбивал все атаки настойчивого тезки, а перед самым финишем вдруг пропустил его вперед. Пономарев, который перед стартом заявил, что эта гонка будет последней в его карьере, воспользовался неожиданным подарком и занял второе место, что позволило ему стать бронзовым призером чемпионата страны. Нужно было видеть лицо Потехина после гонки! «Ну как я мог так прошляпить?! — сокрушался он.— Я же абсолютно был уверен, что третьего места здесьt в Киеве мне вполне хватит для медали. Поэтому сознательно не рисковал, старался поберечь шины и двигатель».
Максимализм Асмера оказался чужд другому чемпиону — в формуле «Восток». Украинский гонщик Алексей Варавин двумя победами на предыдущих этапах уже обеспечил себе почетный титул. Чтобы получить золотую медаль, ему и вовсе не нужно было выходить на старт. Так он и сделал. Победитель всегда прав, но тем не менее не так уж много в нашем сезоне гонок столь высокого уровня, чтобы пренебрегать одной из них.
А наглядный пример неиссякаемой жажды борьбы продемонстрировал новому чемпиону Эдгар Линдгрен. 54-летнего ветерана называют уважительно-ласково — «дед». После неудач на предыдущих этапах у него не было никаких шансов попасть даже в десятку сильнейших. Но Линдгрен уверенно победил, оставив «за флагом» молодых земляков — москвичей Александра Нестерова и Сергея Одинцова.
В отличие от формулы «Восток», где вопрос о чемпионском звании решился еще за три месяца до старта, в седьмом классе, объединяющем автомобили группы А с объемом двигателя до 1300 см3, ситуация сложилась запутанней не придумаешь. Сразу пять спортсменов реально могли рассчитывать на чемпионское звание. Но конец всем этим надеждам положил Юрий Кацай. В стартовом этапе первенства, здесь же в Киеве, неоднократный чемпион страны занял непривычное для себя десятое место. А на этот раз он, не полагаясь на математику, просто взял и выиграл, спокойно и уверенно, ни разу не дав никому усомниться в своем праве на чемпионский титул.
Но какая же карусель закрутилась позади тольяттинца! Его земляки, «великолепная четверка» — Владимир Егоров, Борис Маслов, Юрий Боровиков и Сергей Гурьянов, не желали ни пяди уступить друг другу. Сражались они отчаянно, естественно, забыв о каких бы то ни было подсчетах. А в результате москвич Владимир Журавлев, финишировавший вслед за вазовским квинтетом только шестым, завоевал бронзовую медаль чемпионата.
Победители трех предыдущих заездов использовали, в общем, одну и ту же тактику — захватив лидерство со старта, никому не уступали его до самого финиша. Но вот в так называемой национальной группе А-5 такая манера езды нередко приводит к поражению. Для этих машин с объемом двигателя до 1600 см3 техтребования чемпионата наиболее либеральны и открывают широкий простор для творчества. Автомобили становятся мощнее, но зачастую при этом в ущерб надежности.
Фаворитами здесь были два Владимира — Егоров из Тольятти и москвич Островский. Со старта они рванули «как из пушки», но скоро шустрое начало дало себя знать. Форсированные двигатели перегрелись Егоров сошел, а ОстровСкий вынужден был сбавить темп. В этой ситуации наилучшим тактиком проявил себя тбилисец Игорь Логинов. Не опережая событий, он берег мотор для финишного рывка, прямо-таки в лаудовском стиле «съедал» одного соперника за другим и завоевал для Грузии неожиданный, но такой долгожданный титул чемпиона страны.
Первенство не принесло Игорю десяти тысяч. Но вряд ли эта победа ему менее дорога, чем Асмеру. К серебряному успеху своего отца, в прошлом известного гонщика Михаила Логинова, почти три десятилетия спустя сын добавил собственное золото.
А. Дмитриев. фото В. Крючкова и А. Попова
Результаты чемпионата
III этап. Киев, 22—23 сентября. Группа А-5: 1. И. Логинов (Грузия); 2. В. Островский; 3. А. Алексейченко (оба — Москва); 4. Э. Матисс (Латвия); 5. С. Соловский (Ленинград); 6. В. Петренко (Украина).
Итоговый результат: 1. Логинов; 2. Островский; 3. В. Егоров (Россия); 4. Алексейченко; 5. В. Понедельник (Украина); 6. Матисс; 7. Петренко; 8. Соловский; 9. Ю. Бомбанде-ров (Украина); 10. Л. Маралюк (Молдова).
Группа А, класс 7: 1. Ю. Кацай; 2. Егоров; 3. Б. Маслов; 4. Ю. Боровиков; 5. С. Гурьянов (все — Россия); 6. В. Журавлев (Москва).
Итоговый результат: 1. Кацай; 2. Егоров; 3. Журавлев; 4. Боровиков; 5. Маслов; 6. Ю. Чмыгаль (Ленинград); 7. В. Сухов (Россия); 8. С. Сергиенко (Украина); 9. М. Тараканов (Ленинград); 10. Б. Поляков (Москва).
Формула «Восток»: 1. Э. Линдгрен; 2. А. Нестеров; 3. С. Одинцов (все — Москва); 4. В. Андреев (Россия); 5. Ю. Нууст (Эстония); 6. А. Серопов (Украина).
Итоговый результат: 1. А. Варавин (Украина); 2. Нестеров; 3. Одинцов; 4. И. Горшков (Азербайджан); 5. Нууст; 6. X. Карикоск (Эстония); 7. А. Танвель (Москва); 8. Андреев; 9. Серопов; 10. Л. Оганесов (Россия).
Формула 1600: 1. Т. Асмер (Эстония); 2. А. Пономарев (Россия); 3. А. Потехин; 4. М. Михайлов (оба — Москва); 5. Д. Циклаури (Грузия); 6. А. Арманд (Москва).
Итоговый результат: 1. Асмер; 2. В. Козанков (Москва); 3. Пономарев; 4. Потехин; 5. Циклаури; 6. А. Соотс (Эстония); 7. А. Ромашин (Белоруссия); 8. Арманд; 9. В. Гасенко (Украина); 10. А. Саункин (Москва).
Источник: Журнал «АМС», №1, 1991