Ну а теперь добрая весть. Похоже, появилась реальная возможность возродить в новом обличье канувший в Лету Кубок дружбы в гонках на «формулах» класса 1600 см3.
— Эта идея получила поддержку у руководства Международной федерации автомобильного спорта, — рассказал вице-президент ФИСА Михаил Залетаев. — Больше того, федерация готова придать этим, как видится, многоэтапным гонкам статус официального Кубка ФИСА. По примеру автокроссовых состязаний в классе 1600. Разработка технических требований к машинам новой формулы поручена советской федерации. Надеемся, что круг участников этих соревнований будет широк, ведь национальные формулы этого рабочего объема популярны во многих странах.
Какой же станет новая формула? Понятно, что выступать здесь можно будет на моторах любого производства. Хочешь бери двигатель ВАЗ, есть валюта, покупай, скажем, «фольксваген» или «Форд».
Нам, конечно, хотелось бы, чтобы советские моторы смогли конкурировать с зарубежными. Но не будем строить иллюзий, возможно это только при условии ограничения числа клапанов на цилиндр, а также если разрешить доработку двигателя в рамках довольно свободных техтребований. На этом сходятся практически все наши специалисты, с кем довелось мне беседовать.
Зато, что касается остальных требований, тут согласия нет. Так, Артем Атоян из Львова, занимающийся конструированием гоночных автомобилей и, кстати, предлагающий свою машину в качестве прообраза будущей формулы, считает — секрет в простоте. Чем меньше, мол, затей, тем больше шансов нашим производителям на равных соперничать с коллегами из-за рубежа. Никаких кевларов и суперматериалов, кузов-монокок тоже надо запретить, — полагает он.
А вот председатель комитета скоростных виДов автоспорта ФАС СССР Лев Шугу-ров не разделяет эйфории по поводу жестких технических требований с «советской спецификой».
— Помнится, в Кубке дружбы на любые новации в техтребованиях, предложенные советской федерацией, какими бы, на первый взгляд, выгодными для нас они ни были, соперники чаще всего откликались гораздо быстрее, чем мы сами, — говорит Шугуров. — Вот почему при подготовке предложений по техтребованиям надо по возможности учесть наши уже имеющиеся наработки. А главное при этом не Стоит ориентироваться на единственного отечественного производителя. Монополия в этом деле может только навредить.
Можно добавить, что, согласно «спартанскому» варианту Атояна, машины новой формулы по сути своей олицетворяли бы вчерашний день мирового автоспорта.
И зарубежные гонщики вряд ли согласятся выступать на подобных автомобилях. Не постигнет ли в этом случае новую формулу судьба международной формулы «Мон-диаль», которая так и не прижилась ни в одной стране?
По мнению одного из сильнейших наших кольцевиков москвича Александра Потехина, такие опасения вполне оправданны. Тем более, что соревнования в этой кубатуре во многих странах, в том числе и у нас, имеют давние традиции. Так не лучше ли обратиться к опыту их проведения и попытаться найти разумный компромисс между простотой и техническим прогрессом. Взять, к примеру, тот же кузов-монокок. Ведь у нас уже есть подобные машины. Вспомним хотя бы «Эстонию-25» или автомобиль Пономарева из Тольятти.
Словом, дебаты по поводу новой формулы, похоже, будут жаркими. Если, разумеется, вопрос этот будет решаться не келейно. Однако при всем уважении к модному ныне плюрализму хотелось бы верить, что в спорах не утонет сама идея Кубка ФИСА в формуле 1600. Ведь это уникальный шанс для наших кольцевиков покинуть наконец обочину мирового гоночного спорта.
С. Нечаюк. Фото А. Гуревича и В. Крючкова
Источник: Журнал «АМС», №5, 1991