Со старта третьего, заключительного этапа чемпионата, проходившего на киевской «Чайке», вперед поначалу вырвались Орловский и тольяттинец Сергей Гурьянов. Но уже на первых кругах Сергей взвинтил темп и, став недосягаемым для соперников, умчался навстречу первому в своей спортивной карьере чемпионскому титулу. Зато Орловский, переместившись на третью позицию, оказался сразу между двух огней — одноклубниками Гурьянова Борисом Масловым и Владимиром Егоровым. Но это продолжалось недолго. Вскоре мимо стартовой трибуны вслед за лидером пронесся Егоров, а потом и Маслов на изрядно помятой «восьмерке», но уже без Орловского.
Александр едва дорулил до боксов, чтобы отогнуть цеплявшее за покрышку крыло. Отстояв круг, пока длился ремонт, москвич вновь вклинился именно между двумя тольяттинцами. К концу гонки на машинах Маслова и Орловского появились новые вмятины. И хотя Маслов финишировал-таки третьим, обеспечив себе в итоге серебряную медаль, а Егоров — вторым, завоевав «бронзу», в закрытом парке долго еще не утихали страсти. Маслов сетовал на Орловского, который, мол, на вираже атаковал его не по правилам, а после ремонта в боксах и вовсе вышел на трассу «выяснять отношения». Орловский же, напротив, считал виновниками тольяттинцев, которые, дескать, не привыкли проигрывать и «убрали» его с дороги.
Возможно, именитые заводские пилоты и вправду не ожидали, что москвичу, лишь год назад пересевшему с раллийной на «кольцевую» «Самару», станет по силам не только составить им конкуренцию, но и претендовать на золотую медаль. Однако быть арбитром в их споре я не возьмусь — воочию не видел тех спорных ситуаций на трассе. А вот судьи на дистанции должны были бы сказать решающее принципиальное слово. Но, увы, похоже, что-то не сработало в судействе на том дальнем, скрытом от зрителей вираже. Во всяком случае, подлинного виновника инцидента так и не установили. И представителю Центрального автомотоклуба, старшему тренеру сборной страны Юрию Андрееву пришлось ограничиться «разъяснительной работой» — беседовать с гонщиками. Ведь всем троим конкурентам на другой день, в воскресенье предстоял старт в заезде одноэтапного чемпионата страны на автомобилях группы А-5. Многие опасались драматической развязки этого поединка.
Наутро Егоров и Маслов выступали уже на новых «самарах». Орловский же за ночь успел поправить свою машину и оборудовать ее, как и соперники, специально подготовленным мотором ВАЗ-2108 с объемом 1800 см3. Но от дуэли москвич «уклонился» неожиданным для конкурентов способом. Рванувшись вперед, он взял да и «уехал» от них за цел ую финишную прямую. А позади Орловского между его земляком Владимиром Островским из команды МАДИ — он шел на второй позиции — и Егоровым разгорелся отчаянный спор. И как назло на том самом несчастливом для москвичей вираже, где накануне потерпел фиаско Орловский, тольяттинец ударил бампером машину соперника. В итоге Владимиру Егорову и досталась серебряная медаль в группе А-5, а бронзовая — латышу Янису Алл иксу, одному из немногих, кто выступал на ВАЗ-2105.
После финиша помрачневший Островский грузил на прицеп разбитую об отбойник машину, когда к нему подошел Егоров — объяснить, что столкновение получилось вовсе не по злому умыслу, а из-за досадной ошибки. И хорошо, что пилоты смогли найти общий язык, прийти к примирению. Но, согласитесь, подобные конфликты на трассе не украшают соревнования даже районного масштаба. Не говоря уже о союзном первенстве. И вдвойне обидно, когда в роли то пострадавших, то извиняющихся выступают многоопытные мастера.
К счастью, нынешний чемпионат был богат не только спорными ситуациями. Кажется, вопреки всякой логике, несмотря на отчаянные трудности, которые переживает наше «кольцо», появились-таки наконец молодые пилоты, способные потеснить именитых асов. В самом деле, в нынешнем сезоне впервые обрели чемпионские титулы не только Орловский и Гурьянов, но и тольяттинец Александр Белов в классе 1300 см3. Еще одному новоиспеченному чемпиону, Райну Пильве из Эстонии удалось даже опередить признанного лидера формулы «Восток» Эдгарда Линдгрена. Выбравшись из машины, неувядаемый Эдгард Львович, как и подобает истинному джентльмену автогонок, первым пожал руку двадцатилетнего победителя. «Эх, чуть-чуть пороху не хватило», — улыбнулся он своему механику.
Пожалуй, лишь в заезде на «волгах» не было неожиданностей. Здесь стартовало немало участников, но спор за золотую медаль вели по сути только два гонщика — Николай Демидов с Горьковского автозавода и рижанин Юрис Белмерс, в конце концов и одержавший победу.
А вот уж кого не ждали на киевской «Чайке», так это Виктора Козанкова! Ныне ему, похоже, привычней стали виражи «Сильверстоуна», «Брандс-Хэтча» или «Доннингтон-парка». Там Козанков стартовал в престижном британском чемпионате формулы 3 и пропустил два первых этапа союзного первенства. Теперь рассчитывать на итоговое призовое место ему не приходилось. Да и вдобавок мало кто верил, что Козанков, которому с английского «Ральта» вновь пришлось пересесть на «Эстонию-21» формулы 1600, успеет как следует подготовить ее к киевскому этапу. Виктор не выступает больше в команде «Мосавтотехоб-служивания» и потому день и ночь в гараже Зеленоградской автошколы один колдовал над полученной в Центральном автомотоклубе страны новенькой, ни разу еще не объезженной «формулой». А на все про все было у него только около двух недель.
Признаюсь, что в Киеве, не увидев фамилии Козанкова в протоколе контрольных заездов на привычном первом месте, я даже засомневался, надо ли было ему вообще здесь стартовать. Ведь я, как и многие, полагаю, что Виктор — пилот номер один на нашем «кольце», и, казалось, стоило ли трехкратному чемпиону страны, победителю Кубков дружбы рисковать своей репутацией. Не лучше ли было дома начать основательную подготовку уже к следующему сезону. Тем более, что опередить москвичей Александра Потехина, Андрея Кретова и тольяттинца Александра Пономарева — задача не из простых. Именно последний этап решал для них судьбу золотой медали. И эта тройка сражалась отчаянно. А после схода обоих своих конкурентов Потехин примчался на финиш в звании нового чемпиона страны.
Ну а Козанков? А он словно решил не мешать претендентам на «золото» выяснить отношения между собой. С первого и до последнего круга их борьба так и прошла... далеко у него за спиной. А пока Виктор переодевался после заезда, кто-то вместо восьмого стартового номера налепил на обтекатель его машины здоровенную символическую единицу.
С. Осокин. Фото В. Крючкова
Источник: Журнал «АМС», №5, 1991