Двадцать болельщиков на тренировке, двенадцать машин на старте, три на финише — столь печальное зрелище представлял собой первый этап, с позволения сказать, мирового чемпионата в Монце. Ведь это же курам на смех — второе место досталось Янику Дальма на "Пежо”, хотя за два круга до финиша он вылетел с трассы и перевернулся. А третий призер отстал от дуэта победителей Дж.Лис — Х.Огава на "Тойоте" аж на 11 кругов...
Небосклон чемпионата начал затягиваться тучами еще в конце прошлого сезона, когда с него упала трехлучевая звезда "Мерседеса". Знаменитая фирма, похоже, была шокирована неудачами минувшего года и отказалась от дальнейшего участия. Подался в "конюшню" формулы 1 "Бенеттон" Том Уокиншоу — шеф команды "Силк Кат Ягуар", и чемпионские машины пошли с молотка. Их было перекупил английский энтузиаст Алан Рэндалл, заручившийся спонсорской поддержкой... правительства Объединенных Арабских Эмира тов. Однако пять миллионов долларов вскоре показались нефтяным эмирам непомерной суммой, и Рэндалл оказался на мели. Список желающих стартовать в чемпионате таял на глазах.
Руководство ФИСА вместе с начальством оставшихся "конюшен" лихорадочно искало выход из сложившейся ситуации. Было объявлено, что состязания состоятся, даже если на старте будет лишь 20 (оптимисты!) машин. Но тут в дело вмешались организаторы этапов. Они отказывались проводить гонки себе в убыток.
Так будет чемпионат или нет? Кажется, больше всего ответ на этот вопрос тревожил спортивного шефа "Пежо" Жана Тодта. Его фирма вколотила в проект своего автомобиля миллионы франков и сойти с круга, не добившись заветного чемпионского титула, означало бы для французов катастрофу.
Почувствовав слабину в рядах "Пежо", сметливый президент ФИСА Макс Мосли предложил им вместе с другими участниками самим финансировать проведение этапов чемпионата мира. В штаб-квартире "Пежо", где быстро смекнули, что основное бремя расходов ляжет на их концерн, поначалу восприняли этот демарш как оскорбление. Однако, когда буря эмоций понемногу улеглась, французы прикинув все "за" и "против", приняли условия капитуляции.
— Это соглашение действует лишь на нынешний сезон, — поспешил оправдаться Тодт. — Зато у нас теперь есть гарантия, что состоятся все этапы, — пытался делать хорошую мину при плохой игре шеф "Пежо".
Как говорится, хочется верить, но нет оснований. Во всяком случае второй этап первенства в Сильверстоуне не добавил оптимизма. Дело дошло до того, что некоторые команды предложили сократить дистанцию этапа с привычных пятисот до двухсот шестидесяти километров, чтобы хоть половина участников добралась до финиша. Смелый план поддержки не нашел, и клетчатый флаг увидели лишь пять автомобилей во главе с "Пежо" экипажа Я. Дальма — Д. Уорвик. Что же будет в Ле-Мане, где участникам предстоит утюжить трассу целые сутки?
Источник: Журнал «АМС», №3, 1992