Сегодня уже мало кто помнит, что среди этого «праздника жизни» мелькнули однажды и скромные отечественные автомобили. В 1971 году три «Москвича-412», представлявших советско-бельгийскую фирму «Скалдия-Волга», стартовали на гонках в Спа. Два из них, проделав за сутки свыше трех тысяч километров со средней скоростью около 140 км/ч, дошли до финиша. Хотя почти трехсотсильный победитель — «Форд-капри» и опередил их на добрую тысячу верст.
Во второй раз «москвичи» вышли на старт 24-часовых состязаний нынешним летом. По инициативе АЗЛК два «Алеко» и «Орбита», прикатившая из Ижевска, ровно в пять вечера умчались на 14-километровый скоростной круг Центрального автополигона, что неподалеку от подмосковного Дмитрова. Вспоминается ночь, тесный судейский домик, где всех угощали чаем. Прямо в лесу костер, бросающий красноватые отблески. Московский гонщик Борис Поляков откатал свою двухчасовую смену и теперь отбивается от комаров. «Лось стоит на восьмом километре, — рассказывает Борис, снимая с огня котелок с кипящей картошкой. — Еду — гадаю: прыгнет или нет через отбойник. Ему полметра перемахнуть — раз плюнуть».
Как и двадцать один год назад в Бельгии, на финиш вновь пришли два «Москвича» («Орбита» остановилась из-за неполадок в моторе). Лучший показал среднюю скорость 140,41 км/ч.
«Пока мы проводим не состязания, а испытания автомобилей, — поправил меня один из руководителей спорта АЗЛК Андрей Игоревич Храмцов. — Гонка — впереди. Но прежде чем она состоится, необходимо найти спонсоров, многому научиться и организаторам, и спортсменам, и судьям. Ведь 24-часовых соревнований у нас попросту не было».
Мысль совместить испытания и гонки, по-видимому, неплоха. Не случайно эта идея заинтересовала ижевский и горьковский автозаводы и такую солидную фирму, как страховая компания АСКО. Конечно, инициаторам нового дела не позавидуешь. Проблем, свалившихся им на плечи,— невпроворот. Ведь в России гоночной трассы и той нет. Впрочем, овеянный автомобильными легендами «Ле-Ман» вот уже семьдесят лет проводят на участках обычных шоссейных дорог. Как знать, может наступит время, когда соперниками «москвичей», кроме ИЖей и «волг», будут «форды» и «опели», и у нас на Дмитровском полигоне или, например, в Сызрани состоится-таки настоящий автомобильный «праздник жизни».
С. Осокин
Источник: Журнал «АМС», №5, 1992