На Западе сознательное избиение техники на потеху зрителям — «автокоррида» — появилось уже довольно давно. В нашей же стране впервые спортсмены разнесли в пух и прах восемь автомобилей после очередной трековой гонки 1990 года. Эксперимент вызвал тогда множество споров. Одни считали, что это мероприятие не имеет со спортом ничего общего, к тому же уродовать машины слишком дорогое удовольствие. Другие в качестве основного аргумента приводили зрительский интерес и прочили «корриде» долгую жизнь. К счастью, обсуждениями дело не закончилось.
Весной в Крылатском в рамках праздника открытия стадиона технических видов спорта организаторы порадовали болельщиков очередной, уже четвертой по счету в Москве «корридой». На этот раз называлась она «гонками на выживание», но суть осталась прежней — узаконенное избиение автомобилей. Правда, в отличие от предыдущих шоу авторы нынешнего — МП ТАИС-МОТО и «Кинокомпания искусство трюка» изменили сценарий. Вместе со спортсменами на трассе появились каскадеры КИТ. Профессионалы подготовили несколько «экспромтов», украсивших и без того захватывающую битву машин. Прежде всего — прекрасно поставленные трюки: лобовое столкновение с автомобилем ГАИ, стоящим у обочины, и пробивание насквозь троллейбуса легковым автомобилем. Добавили накала страстям и многочисленные пиротехнические эффекты. А несколько забавно раскрашенных самоделок-уродцев, не претендовавших на победу, но своей потешной ездой развеселивших всех, тоже понравились зрителям.
Непредсказуемость спортивной борьбы в сочетании с домашними заготовками каскадеров — безусловно находка организаторов. Похоже, это именно тот компромисс, который расставил все точки над i. «Коррида», конечно же, не спорт, а клоунада, заполняющая перерыв. Тогда как авто- и мотогонки — основная программа.
Но пусть не обижаются на меня участники «корриды» — «клоун» не насмешка, а комплимент. Ведь в цирке для хождения по канату и в специальных тапочках нужно мастерство, а уж в потешных ботинках с загнутыми носами — и подавно. Думаю, ны взять верх над «гоночными». Важно не умчаться от конкурентов, сберечь автомобиль и «под шумок» уцелеть, а эффектно прорваться «сквозь строй» и на искалеченной машине доковылять до финиша. Вот настоящая победа!
Кстати, для гонщика участие в «автокорриде» — одна из возможностей немного заработать и обратить на себя внимание спонсоров. К тому же обходится она значительно дешевле! Не удивляйтесь, хоть машина и разбивается, но ее подготовка для «ближнего боя» и восстановление после него стоит десятки тысяч рублей, кольцевик же и раллист должны располагать суммой, на порядок большей. Мне довелось видеть, как собирал свой автомобиль победитель нынешней корриды известный московский кольцевик Борис Поляков. За основу он взял списанный кузов пятой модели «Жигулей», проеденный ржавчиной и совершенно непригодный для эксплуатации. Усилил его трубами, практически превратив в рамную конструкцию. Все четыре двери — наглухо заварены. Электрооборудование — только система зажигания. Стекол нет совсем. Лишь двигатель, коробка передач и ходовая часть — спортивные. Это чудище на колесах способно выдержать несколько «гонок с мордобоем». Так что вряд ли стоит печалиться о судьбе «жертв» — гнилыми кузовами наша страна богата.
Вот и получается — не враждуют гонки с «корридой». Нужно шоу зрителям и небесполезно участникам. И кто знает, может любители разбитых машин, насытившись специальными авариями, будут искать в автоспорте нечто другое. Спонсоры, желающие разместить свою рекламу на машинах — участницах автокорриды, могут обратиться к одному из организаторов шоу в спортивный клуб «Квадрига».
В. Крючков
Источник: Журнал «АМС», №5, 1992