Тем более неожиданным оказался скандал, разгоревшийся между двумя дамами. Не обговаривая каких-то предварительных условий, одна из них вдруг заявила устами своего душеприказчика — президента Международной федерации автомобильного спорта (ФИСА) Макса Мосли: все, что движется с помощью мотора, — мое и только мое.
Всполошились многие федерации — водно-моторная, самолетная, всех не перечислить, но прежде всего самая близкая родственница — ФИМ. Она десятилетиями копила огромное мотоциклетное наследство, которое в одночасье могла потерять.
Выход напрашивался сам собой — встретиться управляющим, то бишь президентам двух родовых имений, и всерьез обсудить, на чем основаны претензии одной стороны к другой. Но переговоры были исключены. Как заявил президент ФИМ Йос Вассен, «возникшую проблему трудно решить не из-за сложных отношений с ФИА, а потому, что они полностью отсутствуют».
По странному стечению обстоятельств примерно в это же время еще один деятель ФИСА — ее вице-президент и фактический повелитель формулы 1 Берни Экклстоун воспылал горячей любовью к кольцевым мотогонкам. Точнее, к чемпионату мира по этому виду спорта. Выкупить у ФИМ права на это первенство пожелала фирма TWP, глава которой не кто иной, как Экклстоун.
В ход пошли и «кнут» и «пряник». В случае отказа ФИМ TWP пригрозила проведением совместно с фирмой «Дорна» альтернативного чемпионата мира. Что касается «пряника», то он был весьма соблазнительным: спортсменам посулили солидные гонорары, а самой ФИМ — откупные в виде десятков миллионов долларов.
Осенний конгресс ФИМ в Новой Зеландии полтора года назад решительно отклонил ультиматум, заявив, что единственным законным соревнованием мотокольцевиков есть и будет мировой чемпионат под эгидой Международной мотоциклетной федерации. Наследство, мол, неделимо. За это голосовало большинство национальных федераций и сам Йос Вассен. Каково же было удивление и негодование его соратников, когда через месяц они узнали, что президент все-таки поддался на уговоры TWP и «Дорны». Йос Вассен продал Экклстоуну «фамильное серебро» федерации — таков был смысл обвинений, которые услышал президент в свой адрес на конгрессе ФИМ в американском Колумбусе осенью минувшего года.
Президенту пришлось объясняться. Он старался убедить оппонентов, что параллельное существование двух чемпионатов мира губительно для кольцевых гонок. В сложившейся обстановке не было другого выхода, как поиск компромисса. И он, по словам Вассена, найден: будет только один чемпионат мира. ФИМ, дескать, еще раз продемонстрировала свое влияние в мире и мощь, а ее флаг по-прежнему развевается на всех больших призах кольцевиков. И вместе с тем соглашение предусматривает выплату в казну ФИМ в ближайшие десять лет 52 миллионов долларов, из которых 4 миллиона уже поступили в 1992 году. Это позволяет всем национальным федерациям, участвующим в чемпионате, но не проводящим этапы, получать ежегодно по 10 тысяч долларов. Устроители же больших призов пополнят свою казну гораздо большими суммами. Вот только править бал на аренах чемпионата будет теперь TWP, «Дорна» и лично Экклстоун.
Удивительно, но после того, как улеглись страсти вокруг продажи «фамильного серебра», незаметно сошел на нет и конфликт по поводу притязаний на все наследство ФИМ. По официальной версии, его погасили два поляка, два вице-президента — Анджей Витковский (ФИМ) и Роман Пиановский (ФИА). Во всяком случае именно им высказал свою благодарность Йос Вассен в Колумбусе.
Простое совпадение? Может быть и гак. Однако вспомним, что инициатором претензий ФИА к ФИМ выступал Макс Мосли — давний друг и компаньон Берни Экклстоуна. Складывается впечатление, что им обоим не было дела до мотоспорта вообще. А демарш тот наводит на мысль о хорошо разыгранном шантаже с намерением похитить из короны ФИМ самый драгоценный бриллиант — чемпионат мира по кольцевым мотогонкам. Когда цель была достигнута, потеряло смысл и продолжение другой тяжбы.
А у Йоса Вассена болит голова теперь по другому поводу. Мы писали о намерении президента преобразовать системы соревнований по спидвею, влить в милый его сердцу трековый спорт свежую кровь. Сообщение Вассена о том, что с 1994 года личный чемпионат мира по ледовому спидвею будет включать не один финал, как раньше, а четыре (предположительно в России, Норвегии, Голландии и Германии), члены ФИМ молча проглотили. Зато следующая новость о том, что личный чемпионат мира на классическом треке (400 метров) пройдет с того же года в шесть финалов, а командное первенство и Кубок чемпионов отменяются, вызвала бурю негодования многих боссов спидвея. Как только не увещевали их Вассен и президент трековой комиссии Гюнтер Сорбер из Германии. «Прежняя система означает застой, — говорили они. — Шестифинальная серия исключит случайность в определении чемпиона, подарит миру зрелище самой высокой пробы, за которым благодаря телевидению смогут наблюдать миллионы зрителей». Все напрасно...
Правда, голосование дало перевес идее Вассена — 10:3. Но в числе трех, высказавшихся против, оказались представитель Англии, за которым стоят Ассоциация британских учредителей спидвея и Британская мотофедерация, Дания и Швеция. Именно они заказывают музыку в этом виде спорта. Для них новая система грозит ощутимыми финансовыми потерями. Шесть финалов — это отрыв гонщиков, имеющих контракты в профессиональных клубах Англии, Дании, Швеции, Германии и других странах, как минимум на пять недель. А ведь лето и осень — самая горячая пора денежной жатвы владельцев спидвейных команд. Даже обещание Вас-сена о том, что победители каждого из шести финалов мирового первенства получат по 100 тысяч долларов, не произвело никакого впечатления. Что толку с того, что их наемники получат столь впечатляющую сумму, когда казна клубов наверняка оскудеет?
Противники новой системы финалов в спидвее еще не пришли к единому мнению, бойкотировать ли ее либо принять, но при этом оставить и старую, с финалом, как правило, на стадионе «Уэмбли» в Лондоне.
Что и говорить, тяжело приходится сейчас Йосу Вассену. Крутится он как белка в колесе. Хотя это сравнение трудно применить к почти двухметровому гиганту с внешностью строгого профессора. Проявив незаурядный коммерческий талант, он нашел спонсоров и деньги для поддержки кольцевых гонок на супербайках и мотоциклах с коляской, а также чемпионата Европы по супермотокроссу, где начиная с 1994 года наряду с кубатурой с<125» будут представлены машины 250 см3. Вассен упорно стремится к омоложению мотоспорта. «Юниорский трофей» в эндуро (международные шестидневные соревнования) вновь возведен в ранг чемпионата мира, в кроссе на мотоциклах 125 см3 возрастной ценз снижен до 15 лет, а в 250 см3 — до 16-ти. Планируется проведение чемпионата Европы среди мальчиков на мопедах. Но не все, как видим, идеи Вассена проходят гладко. А тут еще требования ассоциаций и федераций мотоспорта стран Американского континента и Австралии к коллегам из Европы поровну делить компенсацию расходов на доставку спортсменов и их груза на соревнования. Усиливаются протесты партий и обществ охраны окружающей среды против проведения эндуро и моторалли, собирающих в одном месте до нескольких сот мотоциклистов. С этими проблемами президенту ФИМ нельзя не считаться.
Источник: Журнал «АМС», №4, 1993