— Развлекательным этот, 35-й и последний тур я бы не назвал, — делился впечатлениями руководитель вазовской команды Виталий Богатырев. — Не только участникам, а даже мне на машине сопровождения пришлось нестись по всей Европе так, что не раз вспоминались те времена, когда сам выступал на «кольце». Хорош тур — день и ночь за рулем. Люди спать отвыкли...
А маршрут оказался интересным: Люксембург, Франция, Испания, Португалия, Марокко, Австрия, наконец, Германия. Только вместо экскурсий и осмотра достопримечательностей — сплошная гонка. Да такая, что из 70 с лишним стартовавших экипажей на финише оказалось лишь 20! И главная причина схода, как правило, авария. Немудрено: допы (общей протяженностью 750 километров) не перекрывались, как принято в нормальном ралли, так что штурманы вместо километража считали встречные машины. В Португалии так просто организаторы проложили трассу посреди базара, да в воскресный день...
— Кое-где я успевал-таки вырываться вперед и по рации предупреждать ребят об опасных местах,— сетовал Богатырев.— В общем, асфальтовый марафон и все тут. Машины — подготовки, грубо говоря, кто во что горазд, трасса — заблудиться пару пустяков, разве что пустыни по дороге не попадались... А верблюды и ишаки — были. Даже удалось урвать момент — прокатиться.
На финише в Ганновере Сергей Алясов, занявший абсолютное первое место, и Александр Артеменко, третий призер тура, принимали поздравления не столько от болельщиков и спонсоров — торговцев «самарами», сколько от соперников. Не раз нашим механикам приходилось выручать заблудившихся и попавших в аварии. Один экипаж, застрявший на «Форд-сьерра» в горах Марокко с оторванным задним мостом, сумел финишировать только благодаря вазовскому сервису. И на банкете неудачники проявили невиданную щедрость. Шампанское лилось рекой.
Можно, конечно, иронизировать, мол, нашли как отличиться — выиграли турпоездку среди любителей. Однако соревнование это в Европе прежде котировалось, и поставить в нем победную точку, хотя бы для истории, было отнюдь не лишним.
Источник: Журнал «АМС», №1, 1993