Раз ремесленное училище, значит — спортивное общество «Трудовые резервы». Там, в мотоклубе занималась с новичками инструктор Олимпиада Зикеева. На этом снимке, сделанном летом 1947 года, она возглавляет колонну своих питомцев в агитпробеге по улицам Москвы. За Зикеевой — Валентина Морозова, ставшая в 1948 году чемпионкой СССР, а последней в этой девятке чинно едет Михеева. Все — на мотоциклах «Москва-М1А».
Нина Михеева в сентябре 1947 года поступила работать на московский мотозавод (ММЗ), где выпускались мотоциклы «Москва» (125 см3), и с тех пор неизменно выступала в классе / машин до 125 см3. Первый успех пришел в 1948 году — победа на чемпионате СССР по кроссу, где она шла как заводской испытатель. А с 1949 года Нина Андреевна уже выступает за армейский клуб ВВС. Всего в своей спортивной биографии Михеева одиннадцать раз была чемпионкой СССР по кольцевым гонкам (1950, 1951, 1952, 1955 и 1956 гг.) и кроссу (1948, 1950, 1951, 1953, 1955, 1957)
Старт мотокросса для новичков в московском парке «Сокольники» (1947 г.). Вторая справа — Михеева. Ее наставница Зикеева стоит (в белой блузке и комбинезоне) слева. Обращает на себя внимание разнокалиберная техника: мотоциклы под № 85 и № 88 — обычные серийные «макаки» («Москва-М1А» класса 125 см3), а на переднем плане под № 87 — 350-кубовый НСУ.
Василий Иосифович Сталин осенью 1948 года (тогда еще генерал-майор) начал создавать мотокоманду ВВС. Туда наряду с Михеевой он пригласил многих уже известных гонщиков и одаренных молодых спортсменов из клубов «Трудовые резервы» (Евгений Грингаут, Сергей Овчинкин, Николай Селиванов), «Динамо» (Владимир Карнеев, Ирина Озолина, Юрий Абрамов. Михаил Филин), «Буревестник» (Геннадий Фомин) и других. В итоге он скомплектовал сильнейшую в стране мотоциклетную команду, которая позже, в 1953 году, составила основу мотокоманды ЦСКА.
Чемпионат СССР по моточроссу 1949 года в Таллинне (класс 125 см') Уже появились мотоциклы Ковровского завода К-125С с передней телескопической вилкой. Характерные для кроссов того времени нагрудные стартовые номера (передний стартовый номер обычно бывал покрыт грязью), высокие, яйцевидной формы шлемы, старт на широкой заболоченной лужайке и оцепление трассы из солдат.
На старте круга почета в Таллинне (сентябрь 1949 г.) после окончания первенства СССР по кольцевым гонкам. Мы видим свежеиспеченных чемпионов СССР: № 92 — Евгения Грингаута (класс 350 см3) на М-35К с нагнетателем, № 198 — Юрия Степанова (класс 750 см3) на М-75К с нагнетателем, № 136 — Юку Томсона (класс 350 см3, серийные машины) на «ИЖ-350, № 76 — Нину Михееву (класс 125 см3) на М-1Е, № 55 — Ивана Сущевского (класс 125 см3) на М-1Е.
В те годы в нашем мотоспорте практически не существовало специализации спортсменов по видам соревнований. Так, Сусова выступала и в кольцевых, и линейных гонках, в кроссе, в зимних ипподромных гонках (на снимке — за рулем машины М-1Е), в заездах на установление рекордов подъеме на холм. Техника езды с опорой на колено, как видно из снимка (он относится к началу 50-х годов), еще не была известна — опирались на ступню.
Зимний мотокросс у «Речного вокзала» в Москве. В 40—50-е годы на льду водохранилища ежегодно проводились сореьч» вания на приз имени Чкалова (командные, обычно в декабре) и на приз имени Ворошилова (лично-командные, в феврале). Михеева неизменно выступала в этих кроссах. Наиболее успешным для нее оказался 1951 год: победа в классе 125 см среди женщин в кроссе имени Чкалова, выигрыш первенства Москвы по кроссу, две золотые медали чемпионки страны — по кольцевым гонкам и кроссу.
Мастер спорта Нина Андреевна Сусова-Михеева (Москва, ЦСКА) на кольцевых гонках за рулем мотоцикла «Москва-М1Е». Обращает на себя внимание выпускная труба с мегафоном. В 50-е годы резонансные камеры («глушители») еще не были известны. Мотор М1Е со степенью сжатия 16—18 единиц с двумя карбюраторами развивал мощность на спиртовом топливе около 10 л. с. при 5400 об/мин (сегодня двигатель серийного мотоцикла MMB3-3.112 класса 125 см3 развивает мощность 12 л. с. при 6900 об/ мин). Наибольшая скорость составляла 120—123 км/ч, а расход топлива (метанол) достигал 12 л/100 км!
Мотоспортсмены команды ВВС. Первый ряд (слева направо): Владимир Бабаев, Николай Айвазов, Сергей Овчин-кин, Борис Безус, Михаил Филин. Второй ряд (слева направо): Нина Михеева, Ирина Озолина, Алексей Петров, Владимир Карчеев. За рулем «Победы» — Евгений Грингаут.
Поднятие флага на первенстве СССР по кольцевым мотогонкам в Таллинне (август 1954 года). Флаг поднимает чемпион СССР 1953 года в классе 125 см3 Николай Селиванов (ЦСКА). Рядом — в шлеме характерной «ступенчатой» формы — заслуженный мастер спорта Евгений Грингаут (снова выступавший за «Трудовые резервы»), чемпион страны 1953 года в классе 350 см3. Крайний справа — Николай Айвазов (ЦСКА), рядом — Нина Михеева-Сусова (ЦСКА) и Вирве Густель («Спартак») — виден лишь шлем. По правую руку от Грингаута — знаменитый гонщик Виктор Пылаев (Динамо).
Сусова-Михеева в 1955 году на первенстве СССР по мотокроссу. Тогда уже появились спортивные машины (ковровского завода K-55CI. Они имели телескопическую переднюю вилку, пружинную подвеску заднего колеса. Мощность двигателя рабочим объемом 125 см3 выросла до 7 л. с. Обращает на себя внимание рыхлая, болотистая почва. Тогда было нормой прокладывать трассы по бездорожью, и один круг нередко составлял 8—20 км.
Нина Андреевна принимала участие и в первых международных соревнованиях по мотоспорту в нашей стране. Летом 1954 год,, она победила в кроссе под Москвой с участием гонщиков СССР, РСФСР, Польши, Чехословакии, Болгарии, Румынии, ГДР Затем осенью того же года состоялся выезд в Румынию, где наши спортсмены встретились также и с коллегами из Китая. На снимке, сделанном перед кроссом в Румынии,— китайская гонщица Лю Хэли (стартовый № 24). Рядом с ней — Сусова-Михеева. Поодаль со стартовым № 10 — советская спортсменка Надежда Шарапова.
На старте первенства СССР (26 августа 1954 года) по кольцевым гонкам в Таллинне (класс 125 см3, женщины). В этих соревнованиях у Нины Сусовой-Михеевой было 15 соперниц. У Михеевой (стартовый № 3) — лучшее время на тренировках. В первом ряду левее от нее — Эеви Нугис (№ 36) и Ирина Озолина (№ 49), позади — на белой машине — Иви Тооминг (№ 9). На финише первой была Озолина, второй — Михеева, третьей — Тооминг. Спортсменки прошли 15 кругов (101,33 км).
Источник: Журнал «АМС», №2, 1990