В сентябре 1951 года на Минском шоссе под Москвой был дан старт первенству по линейным автогонкам СССР. На обтекаемом автомобиле ГАЗ с дюралюминиевым кузовом — горьковчанин Н. Сорокин. Он установил тогда всесоюзный рекорд — преодолел 300 километров со средней скоростью 166,205 км/ч. Известный харьковский гонщик В. Никитин (№1) на заднемоторном гоночном автомобиле «Харьков-3» прошел только 100 километров, но тоже с новым рекордом — 183,964 км/ч. К. Никишин из Горького (№4) на спортивной «Победе» со 105-сильным двигателем гонку не закончил.
У пульта хронометра «Омега» Борис Федорович Конев (на снимке слева) — один из самых высококвалифицированных и заслуженных судей. Но не только. В 1959 году в одном экипаже с С. Тенишевым он выиграл первенство СССР по ралли. Вместе с Владимиром Михайловичем Соловьевым, Александром Васильевичем Берманом, Генрихом Самойлови-чем Черкасским (на фото справа) они многое сделали для разработки теории и практики судейства в автомотоспорте, для воспитания молодых способных судей В 1960 году Н. С. Киселев стал судьей Всесоюзной категории.
Еще одни кадр из 50-х годов. Москвичи Л. Гивартовский и В. Веселов, представители МЗМА, на машине «Москвич-спорт-404» конструкции И. И. Гладилина. Летом 1954 года они стартовали на первенстве СССР по линейным автомобильным гонкам и установили всесоюзный рекорд на дистанции 500 км— 142,134 км/ч. Это был последний чемпионат страны на линейной трассе. С 1955 года первенство проводится на кольцевых трассах, которые предъявили иные, более сложные требования к организации судейства. В автомобильный спорт пришли судьи нового поколения, и в числе их Н. С. Киселев.
Трасса «Невское кольцо» вокруг стадиона имени Ленина в Ленинграде. Николай Сергеевич здесь часто судил всесоюзные и ленинградские первенства. На снимке, сделанном в июне 1959 года, Н. Киселев стоит слева (в своем традиционном берете) — перед стартом заезда на машинах тогдашней формулы 3. Фотография запечатлела три из восьми машин ГА-500 этой формулы: заднемоторные автомобили с мотоциклетными двигателями М-72. Они были построены в 1959 году на авторемонтном заводе Ленинградского военного округа по проекту В. Г. Шахвердова.
Все трое на этом снимке, сделанном в июне 1960 года,— активисты ленинградского городского автомотоклуба. Слева кандидат технических наук В. Г. Шахвердов, мото-, а затем автогонщик, двукратный чемпион СССР, конструктор гоночных автомобилей. В центре — С. Д. Елейник — член судейской коллегии на всех автомобильных гонках в Ленинграде. Справа — Н. С. Киселев. С 1962 года он возглавил Ленинградскую городскую коллегию судей по автомобильному спорту.
Лучшие судьи были привлечены к судейству первых у нас в стране международных ралли «За мир и дружбу», которые состоялись в 1960 году. Их трасса протяженностью 5 тысяч километров прошла через Москву, Варшаву, Берлин и Прагу. На снимке: старт одного из спецучастков. Крайний слева судья Всесоюзной категории Н. В. Глумов. Победитель ралли, экипаж из Чехословакии В. Бобек и Я. Мансфельд на «Шкоде-445» под №35 уже ушел вперед, и теперь очередь за их товарищами по национальной сборной, идущими под №38 и №39 тоже на «шкодах-445».
Старт кольцевых гонок на «Невском кольце» в 1965 году. Под № 1 — Юрий Ермаков, под № 65 — Владимир Пукьянец — лучшие ленинградские гонщики этого года в группе А (серийные «волги»). Когда в июле 1965 года на этой трассе был проведен один из этапов чемпионата страны, Пукьянец финишировал Bi орым, Ермаков — третьим.
Старенький судейский ЗИС-155 (обратите внимание на конструкцию окон!). В нем — за выверкой судейских протоколов главный секретарь соревнований Г. В. Киселева и ее муж—главный судья Н. С. Киселев. Когда это было? Может быть в июле 1966 года на первом этапе чемпионата СССР по кольцевым гонкам на «Невском кольце», а может быть на других соревнованиях? Часто они работали «в паре», отправляясь в путь на верной «Победе», которая у них с 1955 года и поныне.
Первенство СССР по ралли в Нальчике (1962 г.), соревнования по скоростному маневрированию. Этот чемпионат привлек свыше 200 экипажей! Ленинградцы В Боровик и J1. Рабинович на «Москвиче-407», выступавшие в классе 11, шли на втором месте, но не удержали его. Победил экипаж А. Бренцис и А. Жилин из Москвы, далее — Ю. Олека и А. Рябчинский из Вильнюса и В. Мартюк и Ю. Михайлов (Москва). В классе специально подготовленных автомобилей первенствовали горьковчане Г. Добровольский и Э. Васькович на ГАЗ-21.
Чемпионат СССР по кроссу на грузовых автомобилях в Выру (Эстония). Николай Сергеевич участвовал в судействе кольцевых гонок и ралли, картинга и кроссов, зимних трековых гонок и скоростного маневрирования — в общей сложности с 1947 года — 500 соревнований!
Снимки из архива Н. Киселева комментировал Лев Шугуров.
Фотоматериалы предоставлены секцией истории автоспорта ФАС СССР.
Источник: Журнал «АМС», №3, 1990