Если бы американские мальчишки из города Финикс не бредили автогонками, если бы в 50-е годы в США не выпускались стиральные машины «Мэйтэдж», если бы в одной калифорнийской фирме не работал человек, который бросил настоящее мужское дело ради детской забавы, то вполне возможно, что люди бы не узнали, что такое картинг.
Почему? — спросите вы. Потому, что именно в Финиксе родился тот самый мальчишка, которому первому пришла в голову мысль приспособить на самодельную тележку бензиновый моторчик от стиральной машины «Мэйтэдж». Выпускались тогда в США столь необычные устройства. И когда он, распугивая прохожих, с шумом пронесся по улицам города, то уже на следующий день изобретательный паренек был не один. Кроме стиральных машин в ход пошли двигатели от газонокосилок, других бытовых механизированных средств. Их маленькие моторчики как нельзя лучше подходили для новой забавы.
Это увлечение с поразительной быстротой распространилось по всей Америке. При достаточном воображении неказистые машинки легко было принять за автомобили. Рама из пары досок, кузов из деревянного ящика и колеса от детской коляски, велосипеда или самоката. Привод на задние колеса представлял собой замысловатое сочетание ремней и шкивов. Скорость машины едва превышала десять километров в час. Но это никого не смущало. Сидя за рулем тихоходных тележек, мальчишкам нетрудно было представить себя заправскими гонщиками.
Может быть еще долго это развлечение так и оставалось бы простой забавой, если бы в 1956 году не привлекло внимание взрослых автомобилистов. Первым из них оказался Арт Айнджелс, конструктор и испытатель гоночных автомобилей фирмы «Кертис крафт». Он взглянул на популярное развлечение глазами профессионального инженера. И буквально за несколько дней изготовил простую и практичную машину. На прочное шасси из труб Арт Айнджелс установил двигатель мощностью 2,5 л. с., привод на ведущие колеса выполнил через цепную велосипедную передачу. Кроме того, колеса тележки автор конструкции обул в пневматические шины. Весила машина около ста килограммов. Это и был первый карт, все основные черты которого сохранились по сей день.
Результат удивил самого изобретателя. Автомобильчик без кузова оказался на редкость резвым — развивал до пятидесяти километров в час. И при этом машиной легко управлял не только он сам, но и его жена, дети, друзья. Причем испытывали при этом немалое удовольствие.
Айнджелс почувствовал в своем детище неплохие перспективы — и технические, и коммерческие. Он пытался заинтересовать серийным выпуском подобных машин хозяев фирмы, на которой работал, но успеха не добился. Не помогли его доводы, что новинка найдет сбыт по крайней мере в Калифорнии, имеющей большие автомобильные традиции, что двигатель, самый дорогостоящий агрегат гоночного автомобиля, будет стоить не дороже колеса спортивного болида для «больших» гонок, а это позволит приобщиться к автоспорту тысячам автолюбителей.
Тем не менее идея Айнд-желса нашла сторонников среди деловых людей. Конструкция машины, у которой еще не было названия, была усовершенствована, стала более технологичной.
Как известно, реклама — двигатель торговли. Так фотографии необычных автомобилей попали на страницы журнала «Род энд Кастом мэгазин». Его сотрудники отважились сами проехать на них и предсказали им большое будущее. Тогда же, обдумывая, какое имя дать новой машине, журналисты выбрали «Го-карт» — название колясок эпохи газового освещения. А вскоре появилась фирма «Го-карт манюфекчюринг компани» — первое в мире предприятие по производству картов. Кстати, кроме самих картов, оно стало выпускать комплекты деталей для их самостоятельного изготовления. Так началась в США настоящая «картин-говая» лихорадка, Попытался участвовать в ней и конструктор первого карта — Арт Айнджелс. Он создал свое предприятие и даже, посчитав себя незаконно обойденным, придумал новинке свое имя — «карретас». Впрочем, оно быстро было вытеснено прижившимся названием, придуманным журналистами, — «карт».
Несмотря на растущее промышленное производство, карты продолжали строить энтузиасты в своих мастерских и гаражах. Сработанные в кустарных условиях, они не всегда отвечали даже элементарным требованиям безопасности. У самодеятельных конструкторов не было единодушия и в выборе числа колес: три или четыре, не говоря уже о геометрических размерах картов. Многие из них походили на нескладных чудовищ с непомерно большими или, наоборот, слишком маленькими колесиками. Кроме того, надо было в разумных пределах ограничить скорость машин, лишенных подвески, предотвратить установку на них чересчур мощных моторов. Короче говоря, назрела необходимость выработать единые технические требования для картов и правила соревнований.
В этих целях в декабре 1957 года был создан первый карт-клуб, объединивший любителей нового спорта в США. Тогда же все карты в зависимости от применяемого двигателя были разделены на три класса. Причем разрешалось соревноваться вместе только на машинах одного класса, что сразу было определено как главное условие безопасности состязаний.
Были введены также определенные ограничения на шасси, их геометрические размеры и на используемые шины. Дату, когда был создан первый карт-клуб и написаны первые официальные правила соревнований, пожалуй, можно считать днем рождения картинга как нового вида автоспорта.
Любопытно, что в показательных выступлениях для демонстрации технических возможностей маленького гоночного автомобиля американские картингисты, кроме традиционных состязаний на кольцевых трассах, устраивали в те годы заезды на длинные дистанции. Причем результаты, показанные тогда, тридцать лет тому назад, впечатляют и поныне. Например, на скоростной трассе в Виллоу-Спрингс карт прошел 960 миль за 24 часа и 5260 миль за 168 часов.
Один за другим в разных городах США, потом Канады, Латинской Америки стали возникать карт-клубы, объединившие в своих рядах почитателей картинга. В 1958 году картинговый бум достиг берегов Европы. И наконец, в мае 1960 года картинг официально признала Международная автомобильная федерация (ФИА), и он стал полноправным видом автомобильного спорта.
Спустя три года картингисты впервые провели европейское первенство, а в 1964 году на картодроме «Писта д'оро» в Риме состоялся первый чемпионат мира, который собрал сорок спортсменов из двенадцати стран. Победу тогда одержал итальянец Гвидо Сала. На карте без коробки передач и с двигателем рабочим объемом 100 см3, мощностью 15 л. с. он показал в заездах среднюю скорость 67 км/ч. Интересно, что спортивным комиссаром ФИА на первом чемпионате мира по картингу был ответственный секретарь Федерации автомотоспорта СССР Виктор Владиславович Мар-жецкий, один из инициаторов развития этого вида спорта у нас в стране.
Первые карты в Советском Союзе были построены лишь на четыре года позже, чем за океаном. Любопытно, что трассой для первого публичного заезда советских картов послужила не асфальтовая площадка, а... лед на Центральном стадионе имени В. И. Ленина, в Москве. Две невиданные доселе машины предстали перед зрителями в перерыве между заездами мотогонщиков. Их построила в Центральном автомотоклубе ДОСААФ СССР группа энтузиастов под руководством Юрия Мелихова. Зрелище произвело впечатление на собравшихся. Первое знакомство с картингом вызвало веселое оживление на трибунах. Словом, карт пришелся по душе зрителям. Произошло это в январе 1961 года.
Через несколько дней подобные смотрины состоялись и в Риге, где свой карт показали члены кружка республиканской станции юных техников Г. Либертс, Ю. Майоре, Я. Лапиньш, а также Л. Рейнхольдс, который в ту пору работал тренером Центрального автомотоклуба работников автотранспорта Латвии. И хотя по времени они уступили приоритет москвичам, нельзя не отдать должное энергии, с которой они взялись за пропаганду нового вида спорта. Уже 28 мая на велотреке в Вентспилсе десять картингистов впервые провели свои состязания. На трибунах более трех с половиной тысяч зрителей наблюдали за первыми в нашей стране гонками на этих мини-автомобилях.
Тогда еще не сложились какие-либо официальные формы проведения соревнований картингистов. Да и участников было маловато. Вот и решили использовать широко известную и зрелищную систему проведения велотре-ковых гонок. В спринте и гите на один круг победил Я. Лапиньш, в гонке с выбыванием — Л. Рейнхольдс, а в общем зачете — А. Янсонс.
Спустя всего две недели на рижском велотреке в парке Сенчу силе состоялись междугородные соревнования. В гости к рижанам приехали не только соседи из Лиепаи, но и москвичи Э. Славский и В. Егоров. Кстати, именно эти гонки принято считать первыми официальными состязаниями картингистов у нас в стране.
Во многом благодаря усилиям латвийских спортсменов уже в начале сентября 1962 года картингисты со всей страны собрались на первые всесоюзные соревнования в Риге. В их программу входила кольцевая гонка по аллеям Рижского парка культуры и отдыха, а также состязания на велотреке. Спортсмены выступили в двух классах картов: с рабочим объемом двигателя до 125 см3 и до 175.
Гонки в Риге были своеобразным экзаменом на зрелость нового вида спорта, который он выдержал до стойно. В состязаниях приняли участие около 80 спортсменов из Белоруссии и Москвы, Ленинграда и Эстонии, Литвы и Латвии, Узбекистана и Красноярска. Это подтвердило растущий интерес к картингу во многих республиках нашей страны. И на следующий год было решено провести первый официальный чемпионат СССР.
Он состоялся в Москве. В программу чемпионата входили гонки по кольцевой трассе, проложенной в Лужниках рядом со стадионом имени В. И. Ленина, и на велотреке стадиона «Юных пионеров». Победитель определялся по результатам выступлений в двух гонках. Соревновались спортсмены на картах классов 125 и 175 см3. Кроме москвичей в первенстве приняли участие гонщики из десяти союзных республик и Ленинграда. Победителями первого чемпионата страны стали москвичи: в классе 125 — В. Степанов, а в более мощном — О. Кошиц.
«Мы за го-карт, — писала в те годы газета «Московский комсомолец». — И не только потому, что он прост и доступен. Он и зрелищно привлекателен, хотя, естественно, отечественные пионеры го-карта не успели освоить все его премудрости. Мы за го-карт. Убеждены, что ему принадлежит большое будущее...»
Ныне, три десятилетия спустя можно смело утверждать — тот прогноз оказался, что называется, в точку.
С. Нечаюк. Фото Ю. Клейнермана
Источник: Журнал «АМС», №4, 1991