Особой любовью Ю. Клейнермана пользовался автоспорт, знатоком и ценителем которого он был всю свою жизнь. После его смерти остался солидный фотоархив, отражавший «золотой век» советского автомобильного спорта. Именно на упомянутый 1956 год приходится такое событие, как вступление Центрального автомотоклуба СССР в члены Международной автомобильной федерации. С того времени появляются и набирают силу ранее незнакомые нам виды автомобильного спорта — ралли, кольцевые гонки, картинг. Сборные команды Советского Союза начинают выезжать на соревнования за рубеж, да и у нас в стране стали проходить международные встречи. Постепенно вводились в обиход принятые во всем мире нормы автомобильного спорта: многоэтапные первенства, комплекс технических требований к автомобилям, широкое привлечение на соревнование зрителей...
Юлий Абрамович бывал тогда почти на всех крупных спортивных встречах и чемпионатах по автоспорту. И репортажи, подписанные «Ю. Клеманов»», неизменно сопровождались снимками автора. Архив, оставленный нам Юлием Клейнерманом, богат и обширен, и в будущем мы намерены еще не раз возвращаться к нему на страницах АМС. А пока остановимся на одном этапе чемпионата СССР по кольцевым автомобильным гонкам, который проходил 30 лет назад 7 августа 1961 года на ленинградской трассе «Невское кольцо».
Самым массовым был класс «пятисоток» — гоночных автомобилей тогдашней формулы. 3. Эти машины, названные «Эстония-3» и построенные в количестве 36 экземпляров, оснащались мотоциклетными двигателями М-52 (2 циллиндра, 494 см3, 30—35 л. с.) Ирбитского мотоциклетного завода. Все автомобили были совершенно одинаковы по техническим возможностям, по запчастям к двигателю и коробке передач они были унифицированы с серийным мотоциклом. Более того, на них использовались 16-дюймовые шины ковровских мотоциклов. «Эстония-3» была очень легкой машиной (масса без заправки — 260 кг) и развивала скорость до 150 км/ч. На снимке — момент после старта. На дистанции — 16 гонщиков, что по тем временам подходило под понятие »массовость». Лидирует под № 31 Анте Сейлер из Таллинна, один из создателей «Эстонии-3». Он выиграл ленинградский этап и стал чемпионом страны. По соседству с Сейлером — рижане Петр Евстафьев (№ 24), Паулис Гулбис (№ 23) и москвич Петр Климанов (№ 28).
Исключительной популярностью пользовались тогда спортивные автомобили-самоделки, построенные преимущественно в таксопарках на базе узлов «побед», «волг» и ЗИМов. Они делились на четыре класса, или. как их называли, группы: группа А — с двигателями ЗИМ и ЗИЛ (рабочий объем — свыше 3000 см3), группа Б — с двигателями «Волги (до 3000 см3), группа В — с двигателями «Победа» (до 2300 см3) и группа Г — с двигателями «Москвич» (до 1600 см3). Самые быстроходные — спортивные машины группы А только что стартовали. Под № 60 — Александр Суховей (Ленинград), который выиграет ленинградский этап и первенство страны 1961 года. Рядом — москвич Валентин Королев на спортивном ЗИЛ-112/5 (№ 49), далее киевлянин Александр Невзгляд на спортивной «Волге», построенной авиационным КБ О. Антонова (№ 70), и москвич Юрий Сидоров, ранее выступавший в гонках на мотоциклах с колясками. Всего стартовало 13 гонщиков.
Трасса «Невское кольцо» (1 круг — 3360 м) пролегала Швокруг гигантского насыпного холма, внутри которого разменялся амфитеатр стадиона имени Кирова. Она существовала с 1958 по 1980 год. На скатах холма — естественные трибуны, где собиралось до ста тысяч зрителей. В кадре — участок трассы после острого левого поворота, так называемого аппендикса. Гонщики готовятся войти в сложный левый поворот, названный именем ленинградского гонщика Николая Сорочинского, который погиб здесь в 1960 году. Все крутые повороты на «Невском кольце» были левыми, а затяжные, преодолевавшиеся на высокой скорости с заносом колес,— правые. Отсюда характерный для этой трассы износ шин. На этом снимке Клейнермана представлен заезд «спортивок» группы Г. На старте их было девять. По столько же гонщиков стартовало в группах В и Б.
Александр Суховей (№ 60), чемпион страны 1961 года на спортивных машинах группы А, выступал на автомобиле КВН-3500С, построенном под руководством В. Косенкова в первом таксопарке Ленинграда. Их было несколько однотипных машин с алюминиевыми кузовами. Форсированный двигатель ЗИМ развивал мощность около 110—115 л. с. и позволял автомобилю (его сухая масса около 900 кг) развивать скорость до 170 км/ч. Время прохождения А. Суховеем одного круга на «Невском кольце» — 1.53,2. А. Суховей четыре раза (в 1957, 1958, I960 и 1962 гг.) был серебряным призером первенства СССР и один раз — чемпионом.
Самые быстроходные автомобили на чемпионате 1961 года — гоночные машины свободной (то есть без ограничения рабочего объема двигателя) формулы. Среди опять же семи участников четверо выступали на автомобилях ГА-20 и ГА-22 конструкции ленинградца В. Шахвердова. Победил тбилисец Шота Зрдиашвили, имевший репутацию гонщика волевого и бесстрашного. Он шел на ГА-20 модели 1957 года, машине довольно высокой (карданный вал проходил под сиденьем гонщика, а не сбоку от него) и тяжелой (около 800 кг без заправки), но развивавшей скорость до 190 км/ч. Зрдиашвили финишировал на две секунды впереди Геннадия Новожилова (ГА-22) — тот поэтому и не попал в объектив Клейнермана — и показал время лучшего круга 1.49,0. Для сравне ния — лучший круг на «пятисотках» — 1.59 Д.
На автобазе «Росмолко» по инициативе Гарри Артеева и при поддержке Лен-совнархоза была создана гоночная команда. Для нее изготовили четыре однотипные машины КВН-1300Г конструкции Косенкова. На них в сезоне 1961 года выступали Григорий Зинин (на снимке — под № 13), Леонид Андреев. Григорий Заводчиков и впоследствии хорошо известный автоспортсмен Константин Константинов. По сравнению с «Москвичом-ГЗ» модель КВН-1300Г была компактней (колесная база 2000 мм против 2150 мм) и легче (500 кг). Двигатель «Москвич-407» был положен на правый бок, и карданный вал проходил справа от гонщика. Мощность двигателя «Москвич-407» с 4 карбюраторами К-28 на автомобиле В. Косенкова составляла 70 л. с., а скорость достигала 200 км/ч.
На первом этапе в Каунасе в формуле «Юниор» победил и местный гонщик МЗМА (ныне АЗЛК) Юрий Чвиров, набрав 9 очков (S очков за первое место и 1 очко за лучший круг). Он выступал на машине «Москвич-ГЗ-407» конструкции И. Гладилина и Л. Шугурова. Косенков финишировал вторым (6 очков), и, чтобы стать чемпионом, ему на ленинградском этапе требовалась не просто победа. Необходимо было либо показать время лучшего круга (плюс очко), либо. напротив, оставить Чвирова третьим (5 очков). Поэтому перед двумя ситьными ленинградскими гонщиками Зининым и Андреевым была поставлена тактическая задача — оттеснить Чвирова на третье место. В конечном счете Зинин должен идти первым, «заводя» московского гонщика и провоцируя на ошибку. Косенкову было предписано держаться третьим, идя «с запасом» с тем, чтобы за несколько кругов до финиша Зинин пропустил бы его на первое место. На первых кругах все так и складывалось: впереди — Зинин (№ 13), потом — Чвиров (№ 4) и Косенков (№ 14), что не примипул зафиксировать Юлий Абрамович.
Вячеслав Николаевич Косенков обладал талантом конструктора. Несколько разновидностей гоночных (КВН-1300Г, КВН-2500Г) и спортивных автомобилей (КВН-1300С, КВГ-2500С, КВН-3500С), построенных в разных организациях под его руководством, составили в общей сложности свыше двух десятков образцов. Сам он выступал на любовно отделанном КВН-1300Г (на снимке) модели 1960 года. На первенствах страны он был чемпионом в 1958 году, дважды становился серебряным (1959, 1961 гг.) и дважды бронзовым призером (1957, 1960 гг.). Вообще Косенков не любил, чтобы его фотографировали, но от Клеинермана скрыться было невозможно.
В одном месте Чвиров допустил-таки ошибку, его машину развернуло, и он откатился на третью позицию. План соперников, казалось, удался. Зинин пропустил Косенкова вперед, а сам шел вторым, страхуя от возможных атак Чвирова, которого, судя по снимку, даже не видно. При таком раскладе Косенков и Чвиров получили бы в итоге по 14 очков, но в соответствии с Положением о чемпионате при равенстве очков преимущество имел тот, кто занимал более высокое место на заключительном, решающем этапе. Все три гонщика не только вели машины на пределе сцепления колес с дорогой, но и лихорадочно просчитывали в уме варианты сочетания очков.
Чвиров пошел вабанк и показал время лучшего круга (1.50,0), а вскоре нагнал в Зинина. Тот пытался несколько раз блокировать обгон, но москвич все же переместился на второе место. Однако от попыток опередить и Косенкова Чвиров отказался. Он подсчитал очки, а из бокса его команды знаками одобрили вторую позицию. Так они и закончили гонку (на снимке судья только что опустил финишный флаг): Косенков, Чвиров, Зинин. Чемпионом стал Чвиров, серебряным призером — Косенков, а бронзовым — Андреев (третий в Каунасе и четвертый в Ленинграде). Любопытно, что когда перед началом этапа в Каунасе Зинин спросил Чвирова, кто по его мнению станет чемпионом, тот ответил: «Сейчас год Юриев: Юрий Гагарин, Юрий Власов, так что сам соображай...»
Источник: Журнал «АМС», №4, 1991