Такое уникальное положение, можно сказать, завоевано почти восьмидесятилетней историей соревнований. К тому же в отличие от других видов мотоспорта, где главные герои — сами гонщики и их техника, «Шестидневка» всегда была прежде всего состязанием национальных команд, что придавало победе на ее трассах особый вес. А главное —- никакие другие состязания в мотоспорте не служат такой проверкой надежности и мотоциклов, и гонщиков. Не зря в названии ныне присутствует испанское слово «эндуро» — «выносливый». Шесть дней изнурительной гонки по сильно пересеченной местности, где встречаются и болота, и каменистые склоны, и где схед одного гонщика, как правило, полностью перечеркивает шансы команды на успех.
В 1912 году Международная федерация клубов мотоциклистов — предшественница нынешней Международной федерации мотоспорта — учредила специальный приз «Международный трофей». Приз разыгрывался между национальными командами на мотоциклах отечественного производства и должен был дать объективную картину уровня развития мотоспорта и мотопромышленности в разных странах. Каждая команда состояла из трех гонщиков — два «одиночника» и один на мотоцикле с коляской.
Трасса в те годы прокладывалась обычно по старым шоссе, лесным и проселочным дорогам. Как и в авторалли, участники должны были пройти расстояние между соседними пунктами контроля в заданное время- Причем для каждого класса мотоциклов устанавливали свои скорости прохождения дистанции. За каждую минуту опоздания начислялось одно штрафное очко. Гонщика снимали с соревнований за опоздание более чем на один час и проезд мимо пункта КВ. Запрещалось использовать постороннюю помощь, а для ремонта мотоцикла гонщик должен был пользоваться теми запчастями и инструментом, которые вез с собой. Ремонт разрешался только на трассе соревнований — после каждого этапа мотоциклы ставили в закрытый парк.
Участники, которые финишировали без штрафных очков, получали золотые медали, имевшие менее 10 очков — серебряные, а менее 50 — бронзовые. По наименьшей сумме очков определялась страна-победитель. При равенстве очков все решала часовая шоссейно-кольцевая гонка. Страна, команда которой завоевывала «Международный трофей», получала преимущественное право организации следующих соревнований. Таковы были правила, установленные для первой «Шестидневки», и многое из них осталось в силе и поныне.
Самые первые Six Days были проведены в Великобритании. Англичан не без основания считали законодателями мод в мотоспорте. Мотокросс и триал, многие разновидности шоссейнокольцевых гонок родились именно на Британских островах. Не удивительно, что к попытке выявить самую «мо-тоспортивную» нацию англичане отнеслись с восторгом.
В 1913 году 162 мотоциклиста собрались в городе Карлайл, на границе Англии и Шотландии. Правда, широкого международного звучания «Шестидневка» тогда не получила: кроме англичан, за главный приз боролись лишь французы. Облик тогдашних состязаний сильно отличался от нынешних. Мотоциклист в длинном кожаном пальто, тщательно повязанный галстук, на голове кепка, на ногах армейские ботинки, за спиной 20-килограммовый рюкзак с запчастями и инструментом. Машины же были обычными дорожными той поры: явно велосипедного происхождения рама с неподрессоренным задним колесом, четырехтактный нижнеклапанный двигатель, зачастую ременный привод на заднее колесо. Британцы уверенно завоевали и «Международный трофей», и право проведения следующей «Шестидневки», но через год загремели пушки, и на несколько лет спортсмены надели военную форму.
Возобновленные в 1920 году соревнования долго не могли обрести популярности первой «Шестидневки». Только в 1925 году число стартовавших превысило сотню. Чтобы дать шанс спортсменам из стран, где не было развитой мотопромышленности, с 1924 года был учрежден «Серебряный кубок», в борьбе за который могли участвовать национальные команды на мотоциклах любого производства.
Уникальной стала «Шестидневка» 1929 года. В отличие от своих предшественниц с трассами, которые выбирали в окрестностях какого-либо одного города, она прошла по территории нескольких стран. Старт ее был дан в польском Мнихове, затем гонщики прошли 1692 км по дорогам Германии, Австрии, Италии, Франции и финишировали в Швейцарии, в Женеве. Вообще-то Альпы, как магнитом, притягивали к себе многодневщиков, и нередко трассы прокладывались по горным дорогам. То, что горы шутить не любят, некоторым пришлось испытать на себе. В 1931 году, например, французские спортсмены на мотоцикле с коляской упали с горного моста в пропасть. Лишь чистая случайность предотвратила трагедию — оба успели ухватиться за дерево...
Но опасности не пугали истинных приверженцев мотоспорта. Англичанин Г Тейлор, которого называют отцом британского мотокросса, потерял в первой мировой войне ногу, но это не помешало ему выйти на старт «Шестидневки». Более того, в 1937 году, управляя мотоциклом с коляской, в последний день соревнований он сломал и руку. И все же успешно добрался до финиша!
В целом в период между двумя войнами судьба была явно благосклонна к англичанам — 10 раз они выигрывали «Международный трофей». Немалая заслуга в этом и британских фирм, на технический уровень созданных ими мотоциклов ориентировался тогда весь мир.
Война вновь на несколько лет оборвала «Шестидневку». Возобновилась она в 1947 году. 105 гонщиков собрались в чешском городе Злине. Успех впервые пришел к спортсменам Чехословакии — они завоевали и «Международный трофей», и «Серебряный кубок». А затем вновь наступила полоса господства англичан, длившаяся до 1953 года, когда они в последний раз стали обладателями главного приза. С тех пор на долгие годы главными претендентами на победу стали чехи и немцы. Такая перемена не случайна — все меньше шансов на успех имели тяжелые четырехтактные мотоциклы, традиционно составлявшие основу британской команды, все лучше проявляли себя легкие мотоциклы средних и малых кубатур, на выпуске которых специализировалась промышленность Чехословакии, ФРГ и ГДР.
В 1956 году в шестидневных соревнованиях впервые приняли участие советские спортсмены и заняли седьмое место. Для новичков' это было совсем неплохо. Ведь другие команды имели за плечами многолетний опыт. А мы даже до места соревнований. в западногерманский город Гармиш-Партен-кирхен, добирались своим ходом на «боевой» технике — мотоциклах Ижевского, Ковровского и Ирбитского заводов. И все-таки трое из советской команды — Виктор Адоян, Эдвин Кирсис и Валентин Хрипков — вернулись с золотыми медалями, еще шесть гонщиков получили «серебро» и «бронзу».
Увы, это был пик наших успехов. Еще раз, в 1964 году мы завоевали третье место, но затем чаще оказывались в числе аутсайдеров. Причин было несколько. В 1960 году в правилах «Шестидневки» появилось важное изменение: в программу каждого дня (этапа) были введены скоростные соревнования, так что победитель теперь определялся не только по сумме штрафных очков, но и по результатам этих заездов. Такое новшество неизбежно повлияло как на характер шестидневнки, которая стала превращаться в «мотокроссы на дикой природе», так и на конструкцию мотоциклов — они постепенно совершили эволюцию от «почти дорожных» до «почти кроссовых». Наши машины в этих условиях оказались слишком тяжелыми и маломощными.
Была и еще одна причина: с самого зарождения мотоспорт всегда был еще и рекламным шоу. Успешное выступление в Six Days приводило к улучшению сбыта. Но для советских мотозаводов этого не требовалось — на зарубежных рынках они практически не появлялись, а внутренний рынок необходимости в рекламе не испытывал. Так что спорт на наших предприятиях всегда оставался уделом энтузиастов, а не коммерсантов (впрочем, мы долго гордились отсутствием у нас подобной породы людей) При таком отношении вывести мотоциклы на мировой уровень было нереально.
Но, пожалуй, главная причина была все-таки в субъективных факторах. В начале 70-х годов сменилось спортивное руководство в ЦК ДОСААФ, которое посчитало участие в мотоолимпиадах ненужным делом, и на выезды наших мотоциклистов на «Шестидневки» было поставлено табу. Хотя к этому времени в борьбе за «Мировой трофей» (так стал называться главный приз соревнований) можно было участвовать на мотоциклах зарубежного производства (в нашем распоряжении тогда были хорошие многодневные ЯВЫ), и советские гонщики и механики имели уже богатый опыт.
Тем временем популярность многодневных соревнований росла. В 1967 году появилось многоэтапное личное первенство Европы по образцу чемпионатов по мотокроссу и «кольцу». В том же году «Шестидневка» обрела статус командного чемпионата мира. Первыми его победителями стали мотоспортсмены ГДР.
Именно командный характер борьбы на «Шестидневке» придает ей особую остроту. Здесь часто спортсмены продолжают борьбу в таких условиях, при которых они бы со спокойным сердцем сошли, выступая в личном зачете. История «Шестидневки» знает немало легенд, связанных с этим. Члены команд, не желая подводить товарищей, стартовали тяжелобольными, с вывихами и переломами, на разбитых мотоциклах. Известный чешский спортсмен Станислав Злох, например, однажды бежал семь километров до контрольного пункта, толкая мотоцикл с пустым бензобаком. Причем на первом километре преодолел крутой подъем...
Во многом переломным стал 1970 год. Помимо упомянутого разрешения выступать на мотоциклах любого производства были исключены и небезопасные шоссейные гонки. На выбор места проведения очередных соревнований перестали влиять их результаты — это стало прерогативой ФИМ.
В 1973 году Six Days впервые покинули Европу и отправились в США. На родной земле американцы не смогли помешать чехам завоевать «Мировой трофей», но в упорной борьбе взяли «Серебряный кубок». Вообще же то было время успехов команды ЧССР на «явах» и ГДР на мотоциклах МЦ и «Симеон». С 1962 по 1982 год гонщики из Чехословакии завоевали «Мировой трофей» девять, а спортсмены ГДР шесть раз. Наиболее успешно им противостояли команда ФРГ на мотоциклах «Цюндапп» и итальянцы на «джилерах» и австрийских КТМ.
Что такое «Шестидневка» сегодня? Это ежегодно проводимыи командный чемпионат мира из шести однодневных этапов. Каждая национальная федерация заявляет одну команду в составе шести гонщиков на мотоциклах любых четырех классов. А всего их шесть: 80 см3, 125 см3, 250 см3 и 500 см3 для двухтактных двигателей, а также 350 см3 и свыше 500 см3 для четырехтактных. Победителем становится команда, закончившая дистанцию при наибольшем числе гонщиков с наименьшим количеством штрафных очков. Кроме того, каждая национальная федерация может выставить команду (четыре гонщика в возрасте до 23 лет) для борьбы за «Мировой трофей юниоров», сменивший в 1985 году «Серебряный кубок». Разыгрываются также призы для заводских и клубных команд. Лучшие результаты в последние годы показывают команды Италии и Швеции (последние в 1990 году выиграли оба главных приза).
Маршрут Six Days (общая длина его должна быть не менее 1200 км и не более 1600 км) рассчитывается на минимальное использование обычных дорог. Из-за этого в последние годы организаторы наталкиваются на сопротивление «зеленых», позиции которых в странах Западной Европы, обеспокоенных экологическим кризисом, постоянно усиливаются. Именно по этой причине теперь разрешено применять только зарегистрированные шины с рисунком протектора, серьезно не воздействующим на земляной покров.
Ни одна «Шестидневка» не обходится без маленькой сенсации. В 1990 году приятным сюрпризом было возвращение советской команды. Правда, наши спортсмены заняли только шестнадцатое место, но это стало расплатой за 16 лет затворничества. Чтобы встать в ряды мировой элиты, предстоят годы учебы, а конкуренция сейчас значительно острее, чем двадцать лет назад.
Между тем двое из шести наших спортсменов на отечественных ИЖах все же успешно преодолели трассу. Возвращение состоялось. Будем надеяться, что Ижевский завод не остановится в своих усилиях. А другим нашим мотоциклетным предприятиям пожелаем последовать доброму примеру.
А. Воронцов
Источник: Журнал «АМС», №4, 1991