Сегодня, общаясь с Геннадием Петровичем, ощущая его эрудицию и ясность мысли, энергию и молодцеватость, трудно бывает поверить, что свою спортивную биографию неоднократный чемпион страны Фомин начинал более полувека назад, в 1940 году, будучи студентом Московского института народного хозяйства им. Плеханова. Тогда ему только исполнился 21 год. С первых дней Зеликой Отечественной он в рядах знаменитого ОМСБОНа — отдельной мотострелковой бригады особого назначения НКВД, сформированной из добровольцев, среди которых были лучшие спортсмены страны.
После войны Фомин завершил образование, стал работать, и времени для занятий спортом у товароведа одного из столичных универмагов оставалось меньше и меньше. Трудно сказать, как сложилась бы дальше его спортивная биография, не выиграй он одну из московских кольцевых гонок, что проводились в конце 40-х годов в окрестностях ВДНХ. Тогда на своем видавшем виды М-72 Геннадий Фомин опередил многих признанных мастеров и после памятного финиша был приглашен в команду Военно-Воздушных Сил. В ряды гонщиков ВВС Фомина принимал сам «шеф» команды — Василий Сталин. Кто бы мог подумать тогда, что недавно демобилизованному молодому лейтенанту суждено стать одним из тех людей, кто будет определять в течение многих лет стратегию развития отечественного мотоспорта.
Предвоенные соревнования 1940 года по подъему на холм в Коломенском. Геннадий Фомин студент-второкурсник МИНХа им. Плеханова защищает цвета московского «Буревестника» на своей первой машине ИЖ-7 с неподрессоренным задним колесом и параллелигриммной передней вилкой. На этом мотоцикле не было еще ручки газа. Вместо нее на руле виден рычажок-манетка, управлявший заслонкой карбюратора, а ручной рычаг переключения передач был сбоку у бензобака.
Одна из самых престижных гонок до- и послевоенной поры — традиционный зимний мотокросс памяти В. П. Чкалова. Снимок запечатлел соревнования 1940 года. Сквозь морозную дымку просматривается здание столичного Северного речного вокзала. А на льду канала им. Москвы готовятся к старту В. Шлепнев (№ 70), И. Разуваев (№ 71), Г. Фомин (№ 72), В. Озеревский (№ 73). Вместо шипов, на колесах их ИЖей новой «8-й» модели бандажи из прочной брезентовой ткани с приклепанными стальными скобами противоскольжения.
В 1951 году Геннадий Фомин, выступавший в классе 750 см3, стал победителем первенства Вооруженных Сил СССР по кроссу, которое проходило под Ленинградом. Сложнейшая трасса была проложена по болотистой местности. Знакомясь с ней, наиболее предусмотрительные кроссмены в самых вязких труднопроходимых местах потихоньку мостили для своих мотоциклов замаскированные от соперников гати. Однако для некоторых такие «военные хитрости» обернулись весьма плачевно — коварные соперники, исподтишка наблюдавшие за этим строительством, тайком разобрали многие из «переправ» в ночь перед гонкой.
Дистанция командной гонки чемпионата страны 1951 года в окрестностях подмосковного города Видное составляла 100 км (четыре двадцатипятикилометровых круга), а заезда на личное первенство — целых 150 км! Пожалуй, самым сложным препятствием на кроссовых трассах того времени было преодоление брода. Гонщики специально готовились к встрече с водной преградой. Обратите внимание на машину бронзового призера чемпионата Г. Фомина. На его М-72, раскрашенном в цвета ВВС (желтая звезда и полосы на голубом бензобаке), выхлопные трубы проходят не снизу, а над цилиндрами. Вдобавок воздухозаборник мотора выведен в вещевой ящик, крышка которого размещалась на бензобаке, за наливной горловиной. Золотую медаль в классе 750 см3 выиграл тогда Виктор Пылаев, а вторым был Иван Астафьев — в будущем известный столичный автогонщик.
Эта фотография 1951 года запечатлела гонщиков ВВС после приземления в краснодарском аэропорту (слева направо): Владимир Карнеев, Геннадий Фомин, Михаил Филин. Станислав Кудинов и Николай Соколов (оба на втором плане), Евгений Грингаут, Борис Безус. В то время лишь мотоспортсмены этой команды, создателем и главным «меценатом» которой был Василий Сталин, могли позволить себе утром, загрузив мотоциклы в военно-транспортный самолет, вылететь в Краснодар на товарищескую встречу по кроссу, а вечером после банкета вернуться в столицу.
Верность семисотпятидесятикубовому классу мотоциклов Геннадий Фомин сохранил и на «кольце». Дважды, в 1952 и 1954 годах на Таллинской трассе «Пирита — Козе — Клоостриметса» его вместе с тяжеленным М-76 качали на руках болельщики и товарищи по команде. Так в те времена было принято поздравлять чемпионов страны после финиша.
Чемпионы страны по кольцевым мотоциклетным гонкам 1954 года (слева направо): Б. Гапулов — А. Хомутов (класс 750 см3 с коляской М-77, Ирбит), П. Баранов (класс 350 см3, ИЖ-50, Москва), И. Озолина (класс 125 см3, К-125С2, Москва), Н. Селиванов (класс 125 см3, К-125С2, Москва), Г Фомин (класс 750 см3, М-76 Москва).
Почти вертикальная посадка кольцевика сегодня может вызвать только улыбку. Как, впрочем, и необычное положа ие ног на подножках — ступни вывернуты носками наружу. Дело в том, что на виражах мотоциклы с оппозитными двигателями порой чиркали по асфальту своими цилиндрами. Для тех, кто слишком круто «закладывал» в поворот машину, такие касания нередко кончались падением. Носок сапога, выступавший вбок чуть дальше цилиндра, коснувшись дороги, давал понять, что наклон мотоцикла близок к критическому. Такая подстраховка необходима была выступавшим в 50-е годы на ирбитских М-76 с двухцилиндровым четырехтактным оппозитным мотором верхнеклапанного газораспреде тения. Некоторые гонщики оборудовали его весьма сложным в изготовлении разборным кулачковым валом, позволявшим регулировать начало фаз впуска и выпуска независимо друг от друга.
По существовавшей традиции, еще до начала тренировок мотогонщики-кольцевики, независимо от опыта и спортивных заслуг, обязательно обходили пешком всю трассу. Во время тренировочных сборов признанные мастера рассказывали и показывали молодым спортсменам, как проходить каждый из виражей и их связки. Секретов от начинающих не было. Иногда чемпионы даже чертили на асфальте мелом свои траектории. Снимок конца 50-х годов запечатлел (слева направо) Н. Севастьянова, Е. Субботина, В. Иванова, Е. Грингаута, Н. Соколова и Г. Фомина перед «обходом» таллиннской трассы.
Голос Геннадия Фомина знаком тысячам поклонников мотоспорта. Его комментарий соревнований по летнему и зимнему спидвею и мотокроссу они могли слышать на трассах многих городов страны, в радио- и телерепортажах. Порой Геннадию Петровичу приходилось выручать даже профессионалов. Например, во время одного из московских кроссов 60-х годов на Ленинских горах он не раз подменял у микрофона Георгия Суркова, который тогда только осваивал новые для себя технические виды спорта.
Первым советским чемпионом мира по мотокроссу был Виктор Арбеков. Это звание он завоевал в 1965 году. Почти вся его спортивная биография связана с мотокомандой ЦСКА, за которую он выступал с 20 лет. А в последние годы подполковник Виктор Михайлович Арбеков был ее начальником и старшим тренером, как в свое время Геннадий Фомин.
В конце 50-х годов — начале 60-х популярнейшим кроссом был Кубок Победы, в котором выступали команды социалистических стран Европы и Китая Состязания, проводившиеся на поле пражского стадиона, неизменно собирали около 200 тысяч зрителей и по существу были прообразом современного супермотокросса. Чтобы на равных сражаться с хозяевами трассы — сильными чехословацкими гонщиками, по личному указанию главкома сухопутных войск для наших армейских спортсменов закупили несколько кроссовых мотоциклов ЭСО-350. Одну из этих одноцилиндровых четырехтактных машин Геннадий Фомин — уже «играющий» тренер ЦСКА — помогает отладить рижанину Зигурду Калькису.
Снимки из архива Г. П. Фомина, комментировал С. Осокин
Источник: Журнал «АМС», №3, 1991