Ралли английских джентльменов и леди в брюках
Экономический спад и высокий уровень безработицы 30-х годов в Великобритании привел к тому, что правительство всячески препятствовало тратам национальной валюты за границей. Участие в зарубежных соревнованиях, даже в самом популярном тогда ралли «Монте-Карло», для большинства англичан, увлеченных автоспортом, стало проблематичным. При всей драматичности ситуаций была в этом столкновении экономики и спорта и положительная сторона — появился повод серьезно задуматься об организации своих соревнований. Королевский автомобильный клуб, тот сразу высказался в поддержку этой идеи, а вслед стали появляться громкие статьи в прессе. В частности и поныне самый читаемый английский автомобильный еженедельник «Отокар» мгновенно дал обстоятельную публикацию под заголовком «Ралли у себя дома? Выигрывает спорт с национальной экономикой». Нашлись и энтузиасты, что не тратя времени на пустые дебаты вокруг да около, в начале марта 1932 года запустили «Торки-ралли», которому суждено было с годами вырасти до всемерно известного «Ар-Эй-Си».
Строго говоря, это был скорее туристический пробег для титулованных богатых особ. Лорды, бароны и даже леди отправились в путь из Эдинбурга через Ливерпуль, Лимингтон, Лондон в Торки под девизом «Открыть ралли и увидеть Англию».
Заранее было яснее ясного, что на обычных магистралях, где нельзя проводить никаких соревнований, победителя выявить не удастся: из 341 стартовавшего экипажа благополучно, не растеряв по дороге своих увесистых багажей с гардеробами на все случаи жизни, добрались до финиша в Торки 312. И все они по идее стали победителями. По крайней мере, на ужине в отеле «Империал» многие участники, представлявшие в основном английскую знать, считали себя фаворитами автоспорта. Особенно важно вел себя полковник А. X. Лабара. Ему удалось-таки выделиться среди остальных. Не видя другого способа определить чемпиона, организаторы сделали на финише короткие тесты: разгон — торможение, змейка и прочее. Но главным, без сомнения, стало задание, напоминающее детскую игру «тише едешь — дальше будешь». Небольшой участок дороги надо было проехать как можно медленнее и на высшей передаче. Тут-то не вынимающий изо рта трубки полковник и отличился. Сейчас это вызывает улыбку, а тогда отношение к тестам у участников было вполне серьезное.
Впрочем, чисто английских комических ситуаций на трассе «ралли-променада» было хоть отбавляй. До неприличия громко смеялись участники на банкете, вспоминая конфуз одного из судей на промежуточном финише в Ливерпуле. На полных парах к нему подкатила «Лагонда», и из открывшейся двери показалась нога в запачканных фланелевых брюках. Ничего удивительного — уже несколько часов лил дождь. И как джентльмен джентльмену, судья не замедлил выразить свое сочувствие, используя несколько резкие выражения в адрес изменчивого британского климата. Но каково же было его удивление, когда он увидел, что водитель — великосветская дама. Оказывается, ради удобства многие участницы пошли на нарушение строгого английского этикета: в отличие от прогулок в каретах, путешествовать на автомобиле, да еще за рулем, в длинных юбках было просто невозможно. История эта пересказывалась несколько раз, и по тогдашним понятиям казалась очень смешной.
А если серьезно, то успех, с которым прошло новое предприятие, превзошел все ожидания. Соревнования получили поддержку в самых высоких кругах и ежегодно собирали более трехсот участников.
С перерывом на время второй мировой войны «ралли джентльменов» с различными тестами на финише продолжалось вплоть до 50-х годов, пока не встала настоятельная необходимость привлечь иностранных участников. Однако международное ралли предполагало совершенно определенные правила: движение из пункта А в пункт Б в строго заданное время, наличие специальных скоростных режимных участков, где бы было перекрыто движение другого транспорта, ориентирование на местности и многое другое. Словом, перед организаторами встала серьезная задача, как бы, сохраняя изюминку чисто английского ралли, подвести «Ар-Эй-Си» под международные стандарты. И Королевский автомобильный клуб обратился за помощью к Джеку Кемслею.
В леса...
Когда в 1932 году полковник Лабара вышел победителем в серии тестов, одним из судей там был молодой парень Джек Кемслей. С тех пор его фамилия почти каждый год фигурировала на титульном листе в списке официальных лиц соревнований. И именно ему двадцать пять лет спустя поручили заняться организацией серьезного ралли.
Надо было перекрывать дороги, а в Англии это оказалось не так просто. Джек нашел выход. Он пустил ралли лесными дорожками по частным владениям, взяв из голландского «Ралли Тюльпанов» правила дорожного движения по дорожной книге, где стрелочками и специальными обозначениями отслеживался весь маршрут, расписанный по времени (сейчас такую книгу раллисты называют легендой). Единственное, что Кемслей оставил от прошлых «ралли-променадов» — это ежегодно изменяющийся, но обязательно прокладываемый по всей Великобритании маршрут. Так изюминкой «Ар-Эй-Си» сохранился девиз — «увидеть Англию».
Идея перенести ралли в леса была поистине прекрасной. Интересно, что все опасения хозяев земель касались только автомобилей участников. Они не могли взять в толк, зачем ломать машины на лесных дорогах. «Это как раз то, что нам нужно», — убедил их Джек. И в своих предположениях он не ошибся — в Англию стали собираться иностранцы. Больше того, вскоре английские суперсложные лесные участки стали включать как этапы в европейские ралли-марафоны. В общем главная цель была достигнута. До финиша «Ар-Эй-Си» теперь добирались, как правило, не более двух третей участвующих экипажей. Один за другим сыпались на стол организаторов протесты, и это тоже было подтверждением тому, что «джентльмены» уступили место на трассе профессиональным спортсменам.
За всю историю «Ар-Эй-Си» только три человека выигрывали это уникальное ралли трижды, и лишь Ханну Миккола выходил победителем четыре раза. Королем английских ралли в шестидесятых был швед Эрик Карлссон. Три раза подряд он достигал успеха на переднеприводном СААБ-96, который здорово уступал по мощности двигателя другим машинам, но на крутых лесных поворотах «маленькому Собу», так ласково называл свой автомобиль Карлссон, не было равных. Для всех это было в диковинку. Для всех, но только не для самого Карлсона. Став первый раз в 1960 году победителем, он говорил, что для машины с приводом на передние колеса и его манеры езды лучше ничего не придумаешь, чем разбитые, накрученные допы. Секрет заключался в том, что швед почти не пользовался педалью сцепления и на большой скорости управлял своим СААБом, подтормаживая левой ногой и одновременно газуя правой. Лишь спустя пять лет столь необычную манеру перенял финн Аалтонен. Хитрый Карлссон не выдавал своих секретов, поэтому Аалтонену пришлось все постигать своим умом. И в конце концов он докопался до истины. «Эффект просто потрясающий, — говорил первый финн-победитель «Ар-Эй-Си» в 1965 году. Коротким постукиванием левой ноги по педали тормоза очень легко провоцировать нужный занос задней оси автомобиля и, что самое главное, при этом не нужно сбрасывать газ...».
Если бы только в этой маленькой подробности заключались все секреты английского непредсказуемого ралли.
Запланированные сюрпризы непредсказуемого ралли
Наступил 1973-й переломный год для английского ралли. Покровительства только Королевского автомобильного клуба, если учесть, что соревнования в Англии были включены в календарь чемпионата мира, уже не хватало. Пришлось искать богатых спонсоров. Там, в название добавилось еще одно слово — «Ар-Эй-Си-Ломбард-ралли». Став заключительным соревнованием мирового первенства, английское ралли органично вписалось в семью супергонок, каждая из которых имела свои отличительные особенности. Так «Монте-Карло» славилось своими асфальтовыми долами, «Акрополис» — гравийными, изюминкой же «Ар-Эй-Си» были темные, в прямом и переносном смысле, лесные участки. До последнего времени тренировки в Англии запрещались, и штурманы, не имея стенограммы, вели своих пилотов только по легенде. Если гонщик чересчур увлекался погоней за конкурентами, дело запросто могло обернуться печальной неожиданностью, например, при попадании на лед в горной Шотландии или в жидкую скользкую грязь в Уэльсе. В то же время вряд ли можно было рассчитывать на успех, чрезмерно осторожничая.
Тем не менее, загадки Джека Кемслея быстрее всех разгадывали скандинавские гонщики. Вопрос о победителях сводился лишь к тому, кто из финнов или шведов в очередной раз станет героем многодневной гонки. Больше того, все чаще победителями выходить стали финские гонщики. Дважды подряд выигрывал гонку Мякинен, затем начал свою победную серию Ханну Миккола: дважды он приносил победу команде «Форд», а через год опять дважды — команде «Ауди». Очень любили англичане следить за выступлениями самого молодого участника чемпионата мира Хейру Тойвонена, который в свои двадцать четыре года реально претендовал на завоевание раллийной короны, но авария на Корсике унесла жизнь молодого раллиста, двукратного победителя «Ар-Эй-Си». В разные годы, так или иначе все «летучие финны» хоть раз, но выигрывали британское ралли. Салонен, Ватанен, Канкку-нен, Ален, Аириккала... И все они как один были и остаются в восторге от трассы и необычности соревнований. Поверить в свой успех можно было разве что уже на подиуме с бутылкой шампанского в руках. Скажем, в 1988 году Маркку Ален, охотившийся за победой в Англии еще со времен, когда выступал на «Лянче-стратос», лидировал трижды. «Улеты» с трассы, слава Богу без серьезных последствий, устроили настоящую чехарду в стане основных претендентов. Под конец Канккунен и Миккола, шедшие с опережением Алена в несколько минут, «благодаря» сюрпризам английского ралли не смогли избежать сходов. Миккола, внезапно ослепленный восходящим солнцем, улетел в кювет и напрочь разворотил трансмиссию своей «Мазды», чуть раньше нечто подобное случилось и с Канккуненом.
«Невероятно! — вспоминал прошедшие события осуществивший свою мечту Ален. — В какой-то момент ты едешь по дороге самой госпожи удачи, но вдруг попадаешь на дорогу в ад. Это фантастическое ралли...»
Было бы несправедливо забыть о выступлениях советских гонщиков на трассе «Ар-Эй-Си-Ломбард-ралли». Доезжали до финиша многие... И никакой иронии тут нет, потому что задача была не из легких. Отнюдь не до смеха было советской команде, когда в 1988 году при переезде от одного спец-участка к другому за нарушение скоростного режима был арестован и направлен в тюрьму Эугениюс Тумалявичус (дело закончилось годом лишения права управлять автомобилем в Великобритании).
«Ар-Эй-Си» считается одним из самых скоростных ралли, быстрее машины едут, пожалуй, только в Финляндии на «1000 озер». И в прошлом году организаторы, поддавшись нажиму сторонников общепринятых в мире правил проведения ралли, а также решив проверить, можно ли еще ускорить гонку, разрешили тренировки. Штурманы теперь имели подробные стенограммы скоростных участков, и в результате скорости действительно возросли, но в ущерб былой непредсказуемости. Отчасти тут кроется секрет, почему «летучие финны» уступили первенство испанскому «матадору» — чемпиону мира Карлосу Сайнсу. Стоила ли игра свеч? Мнения специалистов по этому поводу расходятся. Предполагали, что при наличии стенограмм должно быть меньше аварий, не тут-то было — процент схода, наоборот, возрос. А из финских фаворитов вообще ни один не добрался до финиша.
Но не будем спешить с выводами, надо надеяться, что изюминка «Ар-Эй-Си-Ломбард-ралли» некогда задуманная Джеком Кемслей, не будет сдута ветром перемен, что все чаще заворачивает из Европы в старую добрую Англию.
С. Никольский
Источник: Журнал «АМС», №3, 1991