С тех пор Сергей не пропускал ни одной гонки. А в 10 лет он на Охотничьем рынке умудрился обменять своих голубей на старенький четырехтактный «Каралео», оборудованный ременной передачей, ленточным тормозом атмосферным «колокольчиковым» впускным клапаном и карбидовым фонарем В конце тридцатых годов выпускник Державного института кинематографии — молодой оператор Одесской киностудии Сергей Рылло снял известные тогда картины «Советская женщина», «Моряки» и несколько научно-популярных фильмов. А на своем «Красном Октябре» выступал на ипподроме и кроссе. Это была своеобразная романтическая эпоха в истории нашего мотоспорта.
На старт вместе с Рылло выходили даже его коллеги кинематографисты, счастливые обладатели одноцилиндрового «Харлея», «Индиана», «Нортона» и экзотического, с продольными оппозитными цилиндрами «Дугласа». В 1940 году Сергей Рылло стал работать в Москве на студии научно-популярных фильмов и выступал за команду «Искусство». В военное время вместе с Ириной Озолиной, Борисом Герольским и другими столичными гонщиками он был испытателем мотоциклов на БТРЗ № 20 — ремонтном заводе бронетанковой техники. Как пригодился тогда опыт мотоспортсменов при подготовке для фронта трофейных машин самых разлиных марок!
После войны Сергей Владимирович был направлен на воен-техфильм. Его исследования в области скоростной киносъемки высоко оценены специалистами. Спортивную карьеру он завершил в начале пятидесятых, но его жизнь по-прежнему связана с мотоциклетными соревнованиями. Сергей Рылло стал одним из лучших советских спортивных арбитров, неоднократно возглавлял судейские коллегии самых престижных состязаний и был удостоин звания почетного судьи и международного хронометриста. Сергей Владимирович немало сделал для популяризации и развития отечественного мотоспорта, возглавляя комитет трековых гонок ФМС СССР, где и поныне активно работает.
1940 год. Сергей Рылло — оператор студии научно-популярных фильмов (он слева) вместе с руководителем столичной команды «Искусство». Снимок сделан на Рождественском бульваре, где в подвале одного из домов и размещалась мотокоманда. Чтобы завести свои капризные ИЖи и «октябри», гонщики разгоняли их под горку — по бульвару от Сретенки к Трубной площади. Но порой даже это не помогало, Ведь в те времена не всегда удавалось достать бензин, и гонщики нередко стартовали на ... керосине, который покупали в керосиновых лавках, отстояв очередь с домохозяйками. В холодную погоду для запуска двигателя им приходилось прибегать ко всяким хитростям. Например, прямо в цилиндр через маленький краник, ввернутый в головку, подавали небольшую порцию эфира.
В конце войны в московском парке «Сокольники» проходил мотоциклетный праздник. Одним из главных событий в его программе были состязания «по поимке вражеского парашютиста». На старте гонщикам указали лишь сектор с радиусом в целых тридцать километров, где ожидалась выброска «диверсанта Сергей Рылло на своей 350-кубовой «Виктории-пионер» первым обнаружил его среди подмосковных огородов и перелесков и вместе с парашютом доставил «пленного» прямо к финишу.
Характерная примета соревнований середины 40-х годов — появление многочисленной зарубежной, в основном трофейной техники. На снимке — старт одного из подмосковных кроссов, где Зинаида Старостина (№ 166) выступает на НСУ, Лидия Свиридова (№ 174) на «Велосетте» с объемом двигателя 350 см3, а Зинаида Цуранова (№ 169) и Лидия Невструева (№ 175) на «матчлессах» того же класса. Кстати, именно «Матчлесс», развивавший около 18 л. с., в конструкции которого уже появилась снабженная гидравликой телескопическая передняя вилка, давал своим седокам преимущество в кроссовых состязаниях. Тем не менее признанным лидером была Ирина Озолина (N9 163). Будущая 17-кратная чемпионка страны несмотря на то, что ее 250-кубовый «НСУ-Старт» был с рычажной передней вилкой, как правило, без труда расправлялась с соперницами на трассе.
Пожалуй, еще большим сюрпризом для москвичей, пришедших в Сокольники, стали показательные соревнования по мотоболу. Конечно, ни о каких специальных мотобольных мотоциклах тогда еще не было и речи — играли на обычных, дорожных. Да и состязания эти воспринимались скорее как некая экзотика, вроде циркового представления. Ведь от первого в СССР официального матча их отделяет без малого 20 лет.
Московские гонщики Сергей Рылло (он слева) и Борис Герольский на репетиции парада физкультурников. Во время перекура они шутливо позируют фотографу. Однако через несколько дней, стоя во весь рост на своих «харлеях» и раскинув руки, им, словно заправским циркачам, предстояло проехать по дорожке стадиона «Динамо».
Одна из первых послевоенных столичных линейных гонок. Старт 100-километ-ровым состязаниям давали обычно на 23-м километре Минского шоссе, а на 73-м — был разворот. Мотоспорт занимал тогда заметное место в жизни страны, и соревнования жаловали своим присутствием такие видные люди, как, например, маршал Рыбалко. На снимке он рассматривает 750-кубовый «Харлей» одного из участников. Видно, что для удобства гонщика к бензобаку машины привязана специально сшитая брезентовая подушка. В ходе заезда он ложился на нее грудью, чтобы уменьшить лобовое сопротивление. В те годы наши гонщики были универсалами и не специализировались в отдельных видах мотоспорта. Нередко на другой день после линейной гонки они на тех же машинах стартовали и в кроссе. А общие итоги состязаний подводились по результатам такого своеобразного двоеборья, Справиться с тяжелым «Харлеем» без коляски было не просто. Особенно сетовали гонщики на неудобный для кросса ножной рычаг управления сцеплением.
Впервые кольцевые мотоциклетные гонки на улицах Москвы (было и такое в истории столичного спорта) состоялись в 1948 году в окрестностях ВДНХ. Сергей Рылло стартовал в них на своей «Виктории» под № 24. Однако проведение гонок в городе было делом новым, сложным, требовавшим вдобавок серьезной подготовки и немалых затрат для обеспечения безопасности спортсменов и зрителей. Второй старт городских «кольцевых» состязаний на трассе, проходившей вокруг стадиона «Динамо», когда на тренировке получил травму один из участников, к сожалению, стал последним в Москве.
В 1956 году Сергей Рылло был участником туристского автопробега по ГДР. Но какой настоящий мотоциклист не свернул бы с маршрута, узнав, что в Заксенринге проходит одна из международных гонок. Местное «кольцо», состоящее из участков дорог общего пользования, собирает традиционно сотни тысяч болельщиков, разбивающих свои палатки вдоль трассы в дни тренировок и гонок.
В начале шестидесятых на заре развития картинга энтузиасты искали различные формы проведения соревнований, часто заимствуя их из других видов спорта, напримг р трековых велогонок На снимке — старт одного из первенств Москвы той поры на треке Стадиона юных пионеров. Кстати, именно здесь в 1963 году проходил и первый чемпионат СССР.
Одесский ипподром. Впервые Сергей Рылло судил здесь соревнования еще в начале тридцатых годов, когда, будучи студентом, приезжал домой на каникулы. Мог ли тогда он предвидеть, что впоследствии именно здесь ему шесть раз доведется быть главным судьей чемпионатов по ипподромным гонкам. На старте первенства страны 1962 года он вместе с одним из организаторов и активистов одесского мотоспорта (оба на первом плане) Яковом Гизерским.
Источник: Журнал «АМС», №5, 1991