В детстве все талантливы, но пронести через всю долгую жизнь столь многочисленные задатки и использовать их, постоянно развивая во благо, — редкость. Юношей Владимира Карнеева ждала, как полагали, блестящая карьера футбольного вратаря. Неожиданно, в 1938 году, тренер мотосекции спортобщества «Локомотив» предложил ему выступить вместо заболевшего гонщика на первенстве ВЦСПС по мотоспорту в Харькове. Владимир без раздумий согласился, поскольку единственным видом транспорта признавал свой любимый французский мотоцикл «Жилет-500», на котором неизменно ездил на работу в художественную мастерскую, на тренировки и футбольные матчи. В Харькове дали ему 350-кубовый двухтактный «Красный Октябрь». И к изумлению всех н прежде всего для самого себя он стал победителем в 100-километ-ровом кроссе и шоссейно-кольцевых гонках на такую же дистанцию.
Вот так с первой попытки Владимир Карнеев ворвался в лидеры знаменитой плеяды мастеров мотоспорта довоенной и послевоенной поры. Уже будучи шестикратным чеьпионом страны, «играющим» тренером общества «Динамо», он удостоился милости Василия Сталина. Упорные отказы Карнеева перейти в команду ВВС сын вождя народов не услышал: простой повесткой Владимир был мобилизован в Военно-Воздушные Силы. Много побед принес он своему новому коллективу, слыл любимцем всесильного шефа. Но стоило однажды «летчикам» проиграть динамовцам в Чкаловском кроссе, как любовь тут же обернулась гневом: Карнеев был арестован и сослан в автороту в Переславль-Залесский.
Однако и в те лихие годины нашлись друзья, которые помогли опальному чемпиону перебраться в Ленинград и поступить в высшую школу тренеров при институте физкультуры. Начался новый этап в жизни Владимира Ивановича. Он пишет книги в помощь начинающим мотоспортсменам и тренерам, создает мотоцикл собственной конструкции ВИК-500, на котором не знает поражений, пробует свои силы в новых видах соревнований — на гаревых и ледовых треках, в зимних ипподромных гонках. И всюду только победы!
Постоянная работа над новым, неизвестным, наверное, главное качество Владимира Ивановича. Еще в 1943 году мотоциклистом-связистом резерва Ставки главного командования Сталинградским фронтом он узнал из газеты «Британский союзник» о существовании спидвея. Другую информацию о гонках по ледяной дорожке, которые проводятся в.Финляндии и, Швеции, ему передал много позже известный наш конькобежец Константин Кудрявцев.
Осуществить свою давнишнюю мечту — внедрить эти соревнования в наш мотоспорт оказалось возможным, когда Карнеев стал тренером Центрального автомотоклуба. Он по праву считается отцом отечественного спидвея. Все первые товарищеские встречи с чехословацкими и шведскими мотоциклистами, а затем и первые розыгрыш ФИМ, чемпионаты Европы и мира по мотогонкам на льду, начало международных связей в летнем спидвее, кроссе, шестидневных соревнованиях и даже в авторалли связаны с организаторской деятельностью В. Карнеева.
Его заслуги перед нашим мотоспортом огромны. И, наверное, не случайно, что на родине Владимира Ивановича, в Саранске, уже три года разыгрывается приз Карнеева по мотогонкам на льду — случай уникальный при живом человеке.
Недавно ему стукнуло 79. Он по-прежнему тренер, только сборной команды Москвы, по-прежнему застать его дома очень трудно — мотается комментатором различных соревнований по городам страны.
Вот в таких условиях — в стужу и жару, в снегопад и под дождем работает Владимир Иванович у микрофона вот уже 35 лет на многих треках страны, комментируя соревнования самого различного ранга.
Это город Лягепи на юго-западе Франции. Сюда в 1958 году приехала советская команда для участия в одних из первых для себя зарубежных соревнованиях по мотокроссу. Когда наши спортсмены зашли в клубное кафе в центре города и попросили показать им трассу, то услышали в ответ: «Вы и находитесь на трассе». Действительно, старт давался на асфальте одной из улиц, дистанция же проходила по холмистому парку, вдоль реки и между домами К таким условиям и суррогату кросса и кольцевых гонок А. Дежинов и В. Пылаев, выступавшие на ЭСО-500, оказались не готовыми и не попали в первую десятку.
Первый карт в Советском Союзе. Его построил в 1960 году механик Центрального автомотоклуба Юрий Мелихов. Он оснастил микроавтомобиль ковровским двигателем класса 175 см3 и зашипованными колесами от мотоколяски. словно предвидя, что картинг со временем станет и зимним видом спорта. А за рулем — В. Карнеев: любящий все первое, он счел необходимым участвовать в испытаниях, проходивших на стадионе имени Ленина в Москве.
Фото этого спортсмена не появлялось на страницах наших газет и журналов более 20 лет. Игорь Плеханов из Уфы, самая яркая звезда советского спидвея, единственный из наших гаревиков, кому дважды удалось быть серебряным призером личных чемпионатов мира (1964—1965 гг.), неоднократно обладателем Золотого шлема Чехословакии, дважды вице-чемпионом в мировом командном первенстве. Он также пятикратный (I960, 1961, 1963, 1965 и 1968 гг.) чемпион СССР.
1954 год, ледовый трек на одном из озер Парка культуры имени Кирова в Ленинграде. Обратите внимание, как страхуют себя на повороте спортсмены вытянутой левой ногой. Современная техника прохождения виражей с упором на колено появилась позже. А впереди Владимир Карнеев на своем одноцилиндровом ВИК-500 (начальные буквы его имени, отчества и фамилии). Двигатель и ходовая часть полностью фирменные, карнеевские. Позаимствована только коробка скоростей от таганрогского ТИС, но и она переделана на ножное переключение. На этом мотоцикле Владимир Иванович одержал много побед в кроссе, кольцевых, гаревых и ледовых гонках. На треке он лишь снимал амортизаторы с заднего колеса и заменял руль.
Зашиповка колес — самое мудреное занятие при подготовке «ледового» мотоцикла. Количество и расположение шипов зависит от веса гонщика и его манеры езды. Фотография запечатлела за этим колдовством заслуженного мастера спорта уфимца Бориса Самородова. Фамилия точно определяет истоки удивительного таланта этого спортсмена: все давалось ему легко, с первой попытки. Он чемпион Спартакиады народов СССР по мотокроссу, обладатель многих золотых медалей первенств страны по летнему и зимнему спидвею, чемпион Европы и мира по мотогонкам на льду, дважды серебряный призер командных чемпионатов по спидвею. Немногие знают, что, закончив выступления на треке, Самородов не без успеха пробовал свои силы в ипподромных автогонках.
Весной 1959 года был переоборудован для спидвея уфимский стадион «Динамо». Этот снимок сделан перед одной из первых тренировок на этой арене. О чем могут говорить спортсмены в эти минуты? Конечно, где «открыть газ», как найти лазейку для обгона. Главный рассказчик москвич Георгий Плешаков (справа), рядом с ним Эндель Пиппер (Таллинн), крайний слева Игорь Плеханов.
Редкий кадр. Тренировочные состязания 25 апреля 1959 года только что созданной сборной команды СССР на Центральном стадионе в Одессе. Как говорится, Одессу ни в чем не опередишь и в спидвее тоже. На снимке слева падает ленинградец А. Дежинов, впереди Эгилс Янсон (Таллинн) и Юрий Бугров (Ленинград). Затем сборная отправилась в первое свое зарубежное турне в Чехословакию. Одну из гонок выиграл одессит Леонид Дробязко. Это была первая международная победа советского гаревика.
Заметная веха в признании ледового спидвея Международной мотоциклетной федерацией — проведенный в Москве и Уфе шестиэтапный розыгрыш Кубка дружбы народов (1960 г.) с участием спортсменов СССР, Чехословакии, 'Финляндии и Швеции. Этот снимок сделан на Большой арене в Лужниках: Фарит Шайнуров (Уфа) обходит Евгения Константинова (№ 17) и финского гонщика Антеро Саласто (№ 16) По итогам всех этапов Шайнуров был третьим, пропустив вперед шведов Б. Кнутссона и Б. Андерссо-на. Советские спортсмены выступали на мотоциклах ЭСО, рама которых была сконструирована неуоачно и не выдерживала нагрузок. У В. Карнеева уже были не только разработанные им чертежи новой рамы, но и опытные образцы, обеспечивающие прочность и устойчивость мотоциклов на поворотах. Вскоре их принял к производству завод ЯВА.
Источник: Журнал «АМС», №2, 1992