А началось все в 1953 году, когда 18-летнему пареньку с Таганки, слесарю-обкатчику МЗМА, перед уходом в армию посчастливилось стартовать механиком одного из экипажей в линейной гонке на Минском шоссе. Ныне, став настоящим «профессором автоспорта», Лифшиц никогда не давит авторитетом на молодых гонщиков, не выставляет напоказ своих знаний. Зато чувство юмора не изменяет ему никогда. Возможно, поэтому молодежь и называет его «дядя Миша».
Эммануил Лифшиц готовит к старту на Невском кольце свой «Мелькус-Вартбург». На трассе союзного первенства эти машины впервые появились в 1963 году. Осваивать новую технику помогал нашим гонщикам сам создатель машины — выдающийся немецкий конструктор и автоспортсмен Хайнц Мелькус (на фотографии он слева на втором плане).
Старт одной из ипподромных гонок начала 60-х в Москве. Вперед вырвались две машины, построенные на МЗМА. Под № 52 двухместный «Москвич-407-купе». Слева от него — спортивный автомобиль конструкции И. Гладилина с открытым оригинальным несущим кузовом, созданный на базе 401-го «Москвича». Однако большинство гонщиков выступали тогда отнюдь не на заводских, а на самодельных автомобилях, собранных в таксопарках и автобазах из узлов списанных «волг», «москвичей» и «побед».
Почти 17000 километров по дорогам одиннадцати стран всего за 12 ходовых дней предстояло преодолеть этим «москвичам», подготовленным к марафону «Лондон — Сидней». От серийных собратьев их отличали лишь более тщательная регулировка и сборка, дополнительные фары «Сибие», амортизаторы «Кони» да защитная «противокенгуровая» решетка, которая в Австралии оказалась отнюдь не лишней. На машины еще не нанесена «боевая» раскраска, и мало кто из московских прохожих обернулся им вслед в то холодное ноябрьское утро 1968 года.
Под номером «51» — типичная «самоделка», построенная на базе «Волги» в 8-м таксопарке столицы. Форсированный мотор ГАЗ-21 развивал около 85 л. с. За рулем — Евгений Парфенов. В пику самодельщикам на МЗМА и появились два двухместных спортивных «Москвича» Крыша серийного кузова 403-и модели у них была укорочена, а из четырех остались лишь две передние двери. Вместо серийных сорока пяти сил мощность двигателя М-407, оборудованного четырьмя мотоциклетными карбюраторами К-28, удалось довести до 76 л. с., а максимальные обороты — до 6000. «Москвич-407-купе» соперники окрестили «циклопом». На одном из них Лифшиц завоевал немало призов в ипподромных гонках, а на «кольце» в 1962 году — бронзовую медаль чемпионата страны.
А 17 декабря в Сиднее гонщики очутились посреди жаркого австралийского лета. Песчаные пляжи, размеренное дыхание океана... Похоже, им даже не верится, что сумасшедшая гонка уже позади. «Они сделали невозможное!» — писали журналисты о пилотах советской сборной, которых явно не ожидали увидеть на финише в полном составе. Ведь из 96 экипажей преодолеть все испытания марафона смогли только 56. На фотографии вместе с очаровательными манекенщицами, встречавшими участников рейда, гонщики команды «Автоэкспорт». На первом плане (нижний ряд, слева направо): Валентин Кислых, Виктор Щавелев, Александр Ппатенко. Второй ряд: Эдуард Баженов (стоит на двери), У но Аава, Юрий Лесовский. На заднем плане: Александр Терехин, Эммануил Лифшиц, Валерий Широченков, Сергей Тенишев.
Стадион АЗЛК. На праздничных парадах одно из самых почетных мест в колонне заводских спортсменов занимали гонщики. На снимке 1971 года (слева направо) — Юрий Лесовский, Эммануил Лифшиц, заслуженный тренер СССР Роман Чертов, Галина Шаги-Мухаметова, возглавляет колонну семикратный чемпион страны Владимир Бубнов.
Биография Эммануила Лифшица была неразрывно связана с автозаводом им. Ленинского комсомола. Все свои спортивные титулы он завоевал на «москвичах». А рядом с красавицей «Лянчей» фотограф запечатлел «дядю Мишу» — теперь уже инженера раллийной команды «Автоэкспорт», в Греции перед стартом «Акрополиса» в 1990 году.
Еще один стадион — легендарный лондонский Уэмбли. Виктор Щавелев посматривает на часы. Считанные минуты остались до старта марафона «Лондон — Мехико». Впереди — 26000 километров, 400 часов гонки по автобанам Европы, скалистым дорогам Кордильер, пыльной пампе Аргентины. Особую сложность представляли высокогорные участки трассы, поэтому система питания двигателей на пяти «москвичах» была оснащена высотными корректорами, а всем экипажам предписывалось иметь кислородные приборы дыхания. До Мехико дошли тогда три наших машины. Двенадцатым в абсолютном зачете был экипаж Леонтия Потапчика, семнадцатым — Гуннара Хольма, двадцатым — Сергея Тенишева, обеспечивших «Москвичу» третье командное место. Остальные команды из-за потерь не получили зачета. Впрочем, 24 ноября 1970 года, когда была сделана фотография, ни Щавелев, ни Лифшиц еще не знали, что на этот раз добраться до финиша им не суждено.
Это Нигерия. В 1973 году накануне ралли «Сафари-Аргунгу» у гонщиков было время для фотосъемок на фоне экзотического африканского племени (карта с маршрутом выдавалась за час до старта). Трасса длиной 3000 километров, проложенная по пустыне и саваннам, оказалась сложным испытанием даже для фирменных гонщиков «Пежо», «Ситроена» и «Форда». Зато лучший из трех экипажей на «москвичах» в составе Э. Лифшица, В. Кислых и А. Терехина завоевал «серебро» в абсолютном зачете.
Источник: Журнал «АМС», №1, 1992