Этот неожиданный успех в автоспорте Евгения Викторовича, известного в городе лыжника и гребца, предопределил его дальнейший жизненный путь. Вскоре он вышел на старт и шоссейно-кольцевых гонок. Итог — авария и тяжелая травма. Занятия автоспортом пришлось бросить, но вскоре выяснилось, что у Евгения еще и незаурядный талант организатора. Сначала он занимался развитием авто- и мототуризма, а потом перешел на работу в городской автомотоклуб, где семнадцать лет был заместителем начальника. При непосредственном участии Ионайтеса были построены мототрек и мотокроссовая трасса в Юкках, проведено множество соревнований на «Невском кольце», этапы чемпионатов мира и СССР по кроссу, мотогонки по гаревой и ледяной дорожкам, ралли и другие соревнования.
Семья Ионайтесов когда-то занимала целую квартиру в старинном доме на 6-й Красноармейской улице. Теперь она превращена в коммуналку, и Евгению Викторовичу принадлежит одна комната. На стене картина, где он изображен возле того самого «Москвича» со стартовым номером 37. Совпадение трагическое: в 37-м его отца, известного в то время общественного и политического деятеля, репрессировали. Теперь в этой комнате настоящий музей автомотоспорта. Модели автомобилей, мотоциклов и афиши, 1ымпел1и и многие сотни фотографий, вырезки из газет и кубки, медали, книги, журналы.
Многие экспонаты связаны с еще одной стороной деятельности Евгения Викторовича. В 1954 году он, уже имея опыт комментатора соревнований по олимпийским дисциплинам, попробовал свои силы в этом амплуа на кольцевых автогонках и с тех пор не расстается с микрофоном. Мощный бас Ионайтеса, усиленный динамиками, хорошо знают любители спорта не только Санкт-Петербурга, но и других городов страны. Он вел репортажи со многих сотен чемпионатов самого различного ранга. Конечно, его конек — автомотоспорт. Но разнообразие познаний Евгения Викторовича поразительно: с не меньшим успехом он доводит до зрителей тонкости борьбы спортсменов-летчиков, парашютистов, водномоторников, авто- и судомоделистов. Ионайтес владеет информацией о почти тридцати военно-технических видах соревнований.
Сейчас ему никак не дать 69 лет. Строен, высок, энергичен. Он по-прежнему в гуще событий автомотоспорта. Он еще много организует и проведет трековых гонок, ралли, других встреч автомобилистов. И, конечно, расскажет о них так же увлекательно, как это делает все сорок лет.
Евгений Викторович работал в штате Ленинградского городского автомотоклуба. Хлопот полон рот, особенно перед соревнованиями. Организовать выпуск программ, комментарий (опять же!), обеспечить милицию, медпомощь, да мало ли что. Это были обычные календарные соревнования 23 апреля 1967 года.
Первое в истории советского автомобильного спорта ралли организовал в июле 1955 года Ленинградский городской автомотоклуб. В числе участников — тогда еще совсем молодой Евгений Ионайтес. Почти все шли на «победах» и даже на личных. Почти все судьи — в кепках и даже в шинелях. И никто из участников не думал, что войдет в историю, даже Ионайтес.
Наверное, 1962 год можно назвать звездным годом ленинградского автомобильного спорта: Вишняков, Бугров, Ю. Яковлев и Ковалев стали чемпионами страны. На старт гонок открытия сезона 5 мая 1963 года на «Невском кольце» спортсмены города на Неве вышли с новыми надеждами. Комментатор гонок Ионайтес (в черной шляпе и белом плаще) разделял их, а Валерий Георгиевич Шахвердов (стартовый №1) был с ним солидарен. Он выиграл тогда гонки на машине ГА-22 собственной конструкции.
Георгий Сургучев на «Мелькус-Вартбурге» 1963 года (кстати, первой модели этой марки, не оснащенной цепной главной передачей) был частым гостем на «Невском кольце». Трехкратный чемпион страны (1960, 1964, 1965 гг.), он задавал тон во многих соревнованиях. Как он ездил? Ветераны вспоминают так: «Держи шапку!»
Тогда же, 5 мая 1963 года состоялся дебют нового гоночного автомобиля «Москвич-Г4» конструкции И. Гладилина и Л. Шугурова. На нем выступил Юрий Чвиров (на старте слева), вторым финишировал ленинградец Анатолий Себейкин на КВН-1300Г (на старте второй слева) и третьим Евгений Беретов на «Москвиче-Г3» (крайний справа). Ионайтес пристально следил за ходом борьбы, собирая «сырье» для своих последующих комментариев.
Когда 31 октября 1965 года на 400-метровом ленинградском мототреке состоялись гонки «волг», комментарий Ионайтеса удвоил интерес к ним зрителей. А интерес был немалый — там стартовали такие «питерские» асы, как отец и сын Щетинские, Ермаков, Погорелое, Рокотов, Зисман, Смуров, Пукьянец... Помните их имена? То-то!
И какой же стадион-кросс на мотоциклах «Чезет», заливисто-визгливых, без Ионайтеса. Только он может на пару с микрофоном перекричать их и вовремя подсказать зрителям «кто есть кто».
Мотоциклетные кроссы в Юкках: городские, всесоюзные, международные. И там нужен организатор, координатор, комментатор. Иначе кто же, кроме Ионайтеса, защитил бы в стотысячной толпе дожидающегося своего старта Николая Соколова (в белом шлеме и скрещенными руками).
«Тур Европы» 1971 года, что проходил по территории нашей страны, собрал всю элиту автомобильного спорта СССР: гонщиков, механиков, тренеров, судей, комментаторов. Раллисты Валентин Кислых (справа) и Улдис Мадревиц не слышат, что рассказывает о них Ионайтес.
Радиокомментатору на гонках только и вертеться. Анатолий Малявин (слева), Евгений Ионайтес (в центре), Геннадий Фомин (не попал в кадр), Владимир Аркуша (беседует с гонщиками, и нам не виден) и десятки других. Этим людям всегда есть что сказать по любому поводу. И за это болельщики их любят.
Источник: Журнал «АМС», №5, 1992