Сейчас немногие помнят, что подмосковный Серпухов долгое время был центром мотоспорта России. Еще в 1942 году здесь на базе небольшого мотоциклетного завода было создано конструкторское бюро, занимавшееся восстановлением трофейных мотоциклов и, что удивительно, созданием отечественных моделей, выпуск которых должен был начаться после войны. В 13 лет пришел сюда работать слесарем-сборщиком трофейных машин Стас Кудинов. Начинал не с нуля, поскольку до этого на правах сына инструктора горкома партии достаточно покрутился в гараже комитета, где стояли отечественные Л-8, МЛ-3, немецкие ДКВ, БМВ, американские «харлей-дэвидсоны». На заводе и особенно в КБ было много спортсменов во главе с Константином Матюшиным, начальником дорожных испытаний, которые частенько устраивали соревнования по кроссу и линейным гонкам. Станислав самостоятельно подготовил четырехтактный верхнеклапанный НСУ-250, идеальную по тем временам машину для спорта, и выиграл на ней в 1944 году в Москве кросс на первенство бронетанковых войск. Это была первая победа юного спортсмена.
А в 1947 году 18-летний Станислав Кудинов уже чемпион СССР. В следующем сезоне он абсолютный победитель первенства России: в споре с более мощными мотоциклами класса 350 и 750 см3 Станислав на М-1Е-125 показал лучшее время прохождения дистанции. Тогда ему противостояли такие знаменитости, как Евгений Грингаут, Виктор Дробицкий, Юрий Кароль, Владимир Карнеев, Николай Селиванов. Николай Михайлов, братья Александр и Виктор Кулаковы, Виктор Пылаег Борис Безус, впоследствии шофер Василия Сталина, Владимир Говоровский, возивший потом Леонида Брежнева и Юрия Андропова. Всего на счету С. Кудинова шесть золотых медалей чемпиона СССР по мотокроссу. Он выступал также в линейных гонках, многодневных соревнованиях, на кольце, но всегда превыше всего ценил кросс и неизменно предпочтение отдавал классу 125 см3. Причем двигатель и экипажную часть создавал обычно сам в Серпухове.
Кудинов был в числе тех наших спортсменов, кто участвовал в первом международном кроссе. И победил в нем. Выезжал на первые соревнования за рубеж. Он вместе с Юрием Игнатьевичем Трофимцом стоял у руля сборной в ее золотые годы, когда Геннадий Моисеев и Владимир Кавинов властвовали в чемпионатах мира. Пять раз Станислав Алексеевич Кудинов приводил к победам наших кроссменов в Кубках дружбы социалистических стран, многое сделав для создания и совершенствования отечественного мотоцикла «Восток-125» в Серпухове. Да и сейчас 63-летний ветеран в гуще событий нашего мотоспорта — он президент «Ассокроссл». организации профессиональных команд России.
Из многочисленных портретов С. Кудинова в его архиве мы выбрали этот. Он характерен для первых послевоенных лет, когда всем было предписано фотографироваться на фоне знамен. Этот снимок сделан в 1951 году, лидеру команды ВВС всего 22 года.
На старте кросса под Серпуховом в основном трофейные мотоциклы. 1943 год, в полном разгаре война. Спортсмены КБ в сложных условиях соревнований проверяют восстановленную технику. Возможно, на следующий день она будет отправлена на фронт. Крайний справа ДКВ-350, далее — МЛ-3 Кудинова и НСУ-250.
Одно из первых поздравлений 16-летнему Станиславу Кудинову: в 1946 году он выиграл на НСУ-250 зимний кросс в Серпухове. Слева — Алексей Федоров, бывший военный летчик, ведомый Василия Сталина. В одном из воздушных боев Алексей прикрыл от огня фашистского самолета своего командира, но был сам сбит.
Чемпионат России по шоссейным гонкам 1946 года в районе Серпухова Участники готовятся к старту. На переднем плане Константин Матюшин, многократный чемпион СССР и первый учитель Станислава Кудинова, со своим ДКВ (компрессионный двигатель 350 см3), даже — главный инженер КБ Эдуард Кулаков, рекордсмен страны на «Харлее-Дэвидсоне», и Петр Бабакин (БМВ-Р66, 600 см3).
В послевоенные годы популярны были линейные гонки на Минском шоссе под Москвой. На дистанции — мотоциклы с коляской. Лидирует многократный чемпион СССР Николай Черемискин на ирбитском М-75. Его преследует динамовец В. Коновалов.
В конце 40-х годов зарубежные мотоциклы были исключены из соревнований. Отечественным не стало легче: посмотрите, какое тяжелое испытание предложили спортсменам и их ИЖ-50 организаторы чемпионата России по мотокроссу в Серпухове (1950 год). Впереди еще многие десятки километров бездорожья.
Чкаловские кроссы были главным событием для мотоциклистов. Сейчас диву даешься, откуда набиралось столько участников и машин. Отгадка проста: в послевоенные годы мотоспорт культивировали «Спартак», «Динамо», ВВС МО, ЦДКА, «Буревестник», ДОСААФ, «Наука», многие другие общества. И почти все выставляли по две-три команды. Снимок сделан в 1951 году, на переднем плане — команда «Трудовых резервов».
1951 год, чемпионат Москвы в районе поселка Планерное под Москвой. Тогда кроссы проводились на длинные дистанции, некоторые участки надо было преодолевать в противогазах. Чтобы участники не заблудились, выставляли вот такие указатели.
Успехи наших мотокроссменов на международной арене в 60-е и последующие годы в немалой степени объяснялись тем, что они очень рано начинали сезон — с конца марта на трассах Тбилиси и Сухуми. Это старт первого этапа чемпионата СССР 1967 года в столице Грузии. Под первым стартовым номером Алексей Кибирин, которого все специалисты прочили в победители мировых первенств. Спортивная карьера его оборвалась неожиданно быстро: Алексей, возвращаясь с зарубежных соревнований, имел неосторожность неудачно пошутить в нашей таможне, после чего стал «невыездным».
Самый именитый кроссмен за всю историю мотоспорта Болгарии Димитр Ранге лов, бронзовый призер личного чемпионата мира 1980 года в классе машин 250 см3. С 17-летнего возраста он проходил подготовку вместе со сборной СССР, что и предопределило его успех на международной арене. Справа механик Рангелова — Христофор Чербаджиев.
Многие годы розыгрыши Кубка дружбы социалистических стран были отличной школой для большого числа молодых спортсменов, ставших затем лидерами в своих национальных сборных. Андрей Ледовской, Алексей Зорин и многие другие наши гонщики начинали свой путь в кроссе именно с кубковых соревнований. Снимок сделан в 1983 году на трассе близ болгарского города Берковица.
Источник: Журнал «АМС», №5, 1993