Впервые эти соревнования были проведены в 1953 году в Кении в ознаменование коронации английской королевы Елизаветы. Ралли быстро завоевали популярность и одно время даже считались своеобразным символом этого вида спорта. Гигантская протяженность — свыше пяти тысяч километров — вполне сравнимая с современными ралли-рейдами типа «Париж — Дакар», почти девственное бездорожье, тропические ливни и атмосфера «настоящего сафари в самом сердце африканской саванны» делают кенийское ралли, пожалуй, труднейшим в программе чемпионата мира. Неспроста многие фирмы специально на «Сафари» приглашают местных проводников — штурманов и гонщиков. Так «Субару» в этом году, кроме опытнейшего финна М. Алена, представляли кенийцы Дж. Хидер-Хейз, П. Ньиру, М. Киркланд.
Традиционно в «Сафари ралли» сильны были позиции японских фирм, которые давно считают африканский рынок легковых автомобилей одним из важнейших. К тому же специалисты полагают, что относительно более простые японские машины имеют перед «европейцами» в таких трудных условиях определенное преимущество. Поэтому неудивительно, что после победы «Лянчи» в Монте-Карло и буквально разгромного поражения японцев в Португалии, где на финише первые пять мест заняли итальянские машины, автомобильные гиганты из Страны восходящего солнца решили взять реванш на африканской земле. Для этого были собраны все силы. «Субару», помимо местных гонщиков, взяла на вооружение абсолютно новый автомобиль с двухлитровым турбо-наддувным двигателем и приводом на все колеса. «Тойота» призвала под свои знамена экс-чемпиона мира Б. Вальдегаарда. Серьезно подготовились «Мицубиси» и «Дайхатсу». И все же главными фаворитами были гонщики заводской команды «Лянча» Биазон, Канккунен и Фьорис.
Однако свои коррективы внесла погода. За несколько недель до старта в Восточной Африке пошли сильные затяжные дожди, и к середине апреля чуть ли не все дороги Кении превратились в непролазное болото. Организаторам ралли пришлось срочно пересматривать трассу состязаний. Дистанцию сократили до 4181 километра, самые опасные участки исключили, и все же из 59 автомобилей, стартовавших 12 апреля в Найроби, до финиша через пять дней добрались только 9. Причем экипаж, занявший последне место, отстал от победителя более чем на 20 часов! Надежды же остальных гонщиков буквально утонули в море грязи. «Я ехал просто по дну реки! Иногда мы были рады, что вообще еще движемся вперед»,— так говорил в Найроби Биазон. Но в столицу Кении Мики прибыл уже только как зритель.
«Лянча» чемпиона мира намертво засела в болоте на пятом, предпоследнем этапе. Фьорио прекратил борьбу на четвертом — мотор его машины вышел из строя. А победитель пролога Ален сошел еще на первом этапе. Из-за грязи, залепившей радиаторы «Субару», двигатель перегрелся и «испустил дух». Еще десять машин попали в настоящую ловушку на трассе — прямо на дороге «по уши» увяз грузовик.
А героем этого «грязевого похода» стал 47-летний ветеран, первый чемпион мира по ралли Б. Вальде-гаард. Швед уже в 17-й раз участвовал в «Сафари-ралли» и трижды здесь побеждал — в 1977, 1984 и 1986 годах. Этот уникальный опыт и сыграл, видимо, решающую роль — Бьёрн захватил лидерство с первого же этапа и практически все пять дней не уступал его никому. На финише перед Конференс Сентр в Найроби его «Тойоту» встречали толпы зрителей, восторг которых достиг максимума, когда выяснилось, что треть добравшихся до финиша машин вели кенийские экипажи.
«Сафари-ралли» закончилось безоговорочным успехом японских фирм. Лишь Канккунен на «Лянче» и Штоль на «Ауди» смогли оказать сопротивление «тойотам», «субару», «мицубиси» и «дайхатсу», заняв соответственно второе и седьмое места. Впечатляющий реванш за поражения в европейских этапах чемпионата.
Источник: Журнал «АМС», №2, 1990