Роман Василия Аксенова «Остров Крым», откуда мы взяли этот эпизод, написан в жанре социально-политической фантастики. Всякий знает, что Крым никакой не остров, со столицей — «Меккой всемирного анархизма, сумасбродства, греха, шалой беспутной Ялтой», не оторвавшийся от истории и советского образа жизни, как лихо представил себе известный писатель. Но вот международное ралли здесь уже не полет фантазии.
Конечно, первой международной гонке «Ялта-90», которая состоялась и как открытый чемпионат страны в классе машин группы А международной регистрации с объемом двигателей до 1600 см3, и как соревнование, претендующее в ближайшем будущем получить статус этапа чемпионата Европы, было далеко до того пышного и чуть ли не самого популярного в мире выдуманного писателем «Антика-ралли». Впрочем, и общепринятый церемониал чествования победителей с шампанским, и телевизионные трансляции с воздуха, и бурные пресс-конференции, и банкет в ресторане с варьете создавали ту, пока мало нам знакомую, но привычную в Западной Европе атмосферу раллийного праздника. А ведь еще каких-нибудь пару лет назад об этом можно было только мечтать.
После чемпионата СССР 1987 года Крым для раллистов был закрыт. Местные власти, озабоченные экологическими проблемами курорта, наложили на ралли строгий и категорический запрет. Переубедить их было не просто. Правда, с аргументами организаторов «Ялты-90» было трудно не согласиться. Многие известные ралли, скажем, «Монте-Карло», «Акро-полис», «Золотые пески», проводятся в курортной зоне и приносят муниципалитетам солидные доходы. Заботит экология — можно пустить вырученные деньги на озеленение, всякого рода очистные сооружения; если проблема с дорогами, есть на что их благоустраивать.
Потерять уникальную ялтинскую трассу было бы, право, непростительно. «Что ни доп, то сокровище!» — так охарактеризовали трассу наши гости спортсмены из Швеции. И ничего удивительного. Горные серпантины Ай-Петри, где на каждые два десятка километров приходится больше двух сотен (!) сложнейших поворотов, не могут не привлечь внимание зарубежных гонщиков — они-то в трассах разбираются. Ну а вслед обязательно потянутся и телевидение, и пресса, и рекламодатели, и спонсоры, болельщики наконец. Не зря говорят, что пока нет эффективнее способа потрясти толстые кошельки богатейших западных фирм и корпораций, кроме как организовать автомобильные гонки. Разумеется, если подойти к делу серьезно. Этому вместе с крымскими гостеприимными хозяевами, пожалуй, мы только начали учиться на ралли «Ялта-90».
На соревнования приехал официальный наблюдатель ФИСА Станислав Шелеховский, которому было поручено ознакомиться с местными условиями на предмет проведения в Крыму этапа чемпионата Европы. Судя по его отзывам, наши шансы небезнадежны.
«...Прибыли на этот раз лучшие гонщики мира, не менее десятка суперзвезд, десятка три звезд, а остальные все звездочки, но горящие ярчайшей дерзостью и честолюбием...»
Организаторы «Ялты-90» вряд ли сразу могли рассчитывать на подобную популярность и представительность. Приглашения принять участие были разосланы в большинство национальных федераций, откликнулись же немногие — все-таки в эти осенние дни в разных странах проводились семь международных ралли, престижный рейд «Фараонов», а также ралли «Тур Европы». Но прибытие двух шведских, пяти румынских и двух болгарских экипажей сделали ралли международным не только по названию.
Наши лучшие гонщики, и это обстоятельство всех приятно удивило, предпочли зарубежным поездкам участие в ралли «Ялта-90». Как-никак чемпионат Союза. На «Тур Европы» отправился лишь Эугениюс Тумалявичюс. Так что, можно сказать, в Крыму собрались почти все фавориты.
С тех пор как советские спортсмены стали выступать на переднеприводных автомобилях ВАЗ-2108, в элите произошла смена поколений. Из «старой гвардии» передний привод облюбовали лишь Э. Тумалявичюс и В. Штыков. Но вот вазовцы С. Алясов, B. Школьный и А. Артеменко, которые еще три года назад здесь же, в Крыму вряд ли могли выбиться в призеры, сегодня стали бесспорными лидерами.
Как обычно, перед стартом не было недостатка в прогнозах. За два дня до открытия соревнований уже велся скрупулезный анализ времен, показанных спортсменами на тренировках, строились предположения, иногда делались даже однозначные выводы. Кто-то прочил в победители Владислава Штыкова, пока не прокатился слух, что якобы сошедший на «Туре Европы» Эугениюс Тумалявичюс, который, кстати, в 1987 году стал в Ялте чемпионом СССР, на полных парах мчится в Крым. Потом выяснилось, что это лишь чья-то «утка». Зато взамен появилось другое сенсационное сообщение. Оказывается, пропускавший до сих пор официальные тренировки Виктор Школьный стал показывать лучше результаты, и, значит, всего вероятнее именно его победа. Не обидели вниманием и двух других тольяттинских раллистов C. Алясова и А. Артеменко.
В кулуарах обсуждались мельчайшие нюансы: у кого чуточку мощнее двигатель — на крутых подъемах это обстоятельство особенно важно, кто лучше умеет ездить по асфальту — таких скоростных участков на трассе девяносто процентов. Всплывали подробности, о которых даже сами спортсмены не задумывались. Наконец настал день технического осмотра. И здесь тоже были сюрпризы — благодатная почва для прогнозов. Вазовская команда представила целый ряд технических новшеств: дисковые тормоза на задние колеса, облегченные кузова с в верными дугами безопасности, модернизированные подвески. На машине В. Штыкова появились приспособления для охлаждения тормозных дисков. В общем, поводов посудачить о шансах претендентов хватало с избытком. Роль «темных лошадок» досталась нашим гостям из Швеции. Об их мастерстве судить было сложно, но то обстоятельство, что и СААБ-Т-16 и «Сузуки-свифт-ГТИ» в любом случае будут помощнее «восьмерки», немало озадачило любителей прогнозов.
«...Начались сумасшедшие виражи забирающего вверх серпа нтина, то с одн ой стороны, то с другой открывались пропасти. Слева в благодатных зеленых долинах и по склонам были разбросаны виллы и отели Демиржи, справа открывалось море, одна за другой скалистые бухты и крохотные приморские поселки, яркие пятнышки спортивных яхт, круизный лайнер, идущий к Ялте...»
Вот эта картина уже совсем близка к реальности. Сразу после старта гонщикам предстояло проехать два сверхсложных скоростных участка: подъем на Ай-Петри и спуск. Эти допы в течение гонки повторялись. Так что выступление здесь во многом могло предопределить итоговую расстановку сил. По крайней мере в стане фаворитов так оно и вышло. Уже на первом подъеме С. Алясов, выступавший под вторым стартовым номером, обогнал здесь С. Йонссона, который стартовал на своем СААБе первым. Швед, кстати, уже не мог реально претендовать ни на что, поскольку получил три минуты штрафа на пункте контроля времени. А дальше началось самое интересное.
В. Штыков из-за проблем с карбюратором показал лишь пятое время. Клинит коробка передач у А. Артеменко, и он еле добирается до финиша. И вовсе разочаровало выступление В. Школьного. В середине допа кто-то из болельщиков засек время и поспешил сообщить собравшимся зрителям, что оно у Школьного много лучше остальных. Но Виктору финишировать не довелось. За несколько сот метров до вершины сорвалось со шпилек колесо и унесло в пропасть все шансы на победу.
Позже, на пресс-конференции Сергей Алясов признается, что не ожидал получить такую фору от соперников.
После третьего гравийного допа под названием Кабаний перевал стало ясно, что предвкушение острой борьбы на трассе было обманчиво. На Байдарских воротах гонщиков ожидал ре-группинг и короткий отдых, где можно было подвести первые итоги. Разочаровал своих поклонников Владислав Штыков. Если после Кабаньего перевала он все-таки еще не терял надежды поправить свое положение, то на пути по Старой дороге к Байдарам все было кончено — на машине срезало привод. Правда, мало-помалу начал отыгрываться Александр Артеменко. После регруп-пинга он ушел на трасс/ третьим, но, наверное, мало кто сомневался, что к концу первого дня соревнований Александр будет на второй позиции. Москвич Е. Васин, тольяттинцы С. Голов, С. Куз-мичев и С. Барулин, ленинградец Б. Федотов вряд ли могли составить ему конкуренцию.
А что же иностранцы? Выбыли из соревнований оба болгарских экипажа. Из-за штрафов на КВ приуныли шведские гонщики. Румыны же, выступавшие на «ольт-ситах», ехали дружно, без поломок, но, увы, в самом конце.
Во второй день успокоившиеся было страсти вдруг разгорелись с новой силой благодаря сенсации, которую преподнес Александр Артеменко. Чувствуя себя единоличным лидером, Сергей Алясов не торопился. Он спокойно совершил очередное «восхождение» на Ай-Петри, а вот на спуске, где асфальт оказался весь присыпан мокрой листвой, он, чересчур перестраховавшись, вдруг проиграл своему товарищу по команде больше полминуты. Казавшийся надежным отрыв мгновенно растаял. Гонка началась будто заново.
Предоставив Алясову и Артеменко возможность разбираться в споре за первенство, претенденты на третье место, а таковых было по меньшей мере четверо, что называется, закусили удила. Некоторым не хватило выдержки, и начались ошибки. Евгению Васину со штурманом вообще пришлось пережить жуткие секунды. Они совершили головокружительный, почти восьмидесятиметровый полет вниз по скалам с одного серпантина на другой. Сами, слава богу, не пострадали, но вот о продолжении гонки, конечно, и речи быть не могло—машина завязалась в замысловатый узел.
Между тем лидеры поочередно выигрывали друг у друга по две-три секунды, тем самым только нагнетая общую нервную атмосферу. Малейший промах мог внести серьезные коррективы в распределение призовых мест. А ошибиться в такой сложной горной гонке — не приведи Господь. Тут уж будет не до результата, остаться бы целым. Но, видимо, инцидент с Е. Васиным охладил пыл соперников. Сенсации не произошло.
Днем на площади перед гостиницей «Ялта» публика собралась приветствовать первых победителей международного ралли в Крыму. Отрадно, что, пережив антиалкогольную кампанию, мы перенимаем красивые традиции чествования победителей с шампанским. Право совершить этот традиционный обряд получили Сергей Алясов и Александр Левитан. Питомцы ВАЗа праздновали эту победу по заслугам. Результаты сезона у этого дуэта завидно стабильны. Они неплохо выступали на этапах чемпионата мира и Европы в Греции, на Кипре, в Германии, во Франции, в Польше.
Прямо на подиуме Сергея попросили поделиться впечатлениями о соревнованиях. «Я люблю выступать за рубежом, но быть первым в Союзе — не меньшая радость», — сказал уже четырехкратный чемпион страны.
«...На экране снова замелькали кадры «Антика-ралли». Теперь будут непрерывно повторять эту программу, пока во всех барах, по всему острову публика не изучит мельчайшие эпизоды гонки от ее головы до хвоста...»
И советское телевидение наконец уделило внимание ралли. Сюжет, снятый с вертолета, впечатлял. Многие, наверное, убедились, что лучшего места для международных соревнований не найти. Море, горы, изысканная трасса. В самом деле, почему Ялте оставаться лишь столицей конкурсов красоты и песенных фестивалей.
— Пока, к сожалению, о крымском ралли мало кто знает, — говорили нам шведские гонщики ЙОнССОН и Густавссон. — Но мы обязательно расскажем об этих соревнованиях на страницах нашей газеты, целиком посвященной ралли. Сейчас, когда на Западе все только и говорят о перестройке в СССР, привлечь спортсменов не составит особого труда. Не обещаем, что сюда сразу приедут наши «звезды» Пер Эклунд или Стиг Бломквист, но постоянные участники чемпионата Европы — почему бы нет.
Уверенность наших гостей в будущей популярности ралли «Ялта» вселяет оптимизм. И все-таки, думаю, не стоит полагаться только на один интерес к нашей стране. Завоевать сердца европейских любителей ралли не просто. Нужна не только интересная трасса, но и удобные гостиницы и линии связи, современные вокзалы и аэропорты, ухоженные дороги и многое другое, без чего трудно рассчитывать на международное признание.
Начало положено, и хочется пожелать, чтобы крымское ралли стало таким, как в мечтах писателя, — одним из самых популярных в мире.
С. Никольский Фото В. Князева
Ралли «Ялта-90»
1. С. Алясов — А. Левитан (Тольятти, ВАЗ-21083) — 2:45.15;
2. В. Артеменко — В. Тимковский (Тольятти, ВАЗ-21083) — отставание — 00.36;
3. С. Голов — В. Кольчугин (Тольятти, ВАЗ-21083) — 04.00;
4. С. Барулин — А. Кашин (Тольятти, ВАЗ-21083) — 06.38;
5. Б. Федотов — И. Горбатюк (Ленинград, ВАЗ-21083) — 07.02;
6. В. Диэмантиди — А. Кузьмин (Находка, ВАЗ-21083) — 07.22;
7. А. Потапов — С. Лотко (Москва, «Москвич-2141») — 08.49;
8. А. Герасенков — И. Яковлев (Ленинград, ВАЗ-21083) — 09.24;
9. X. Густавссон — Л. Ларссон (Швеция, «Сузуки-свифт») —10.59;
10. Н. Трепыхалин — А. Цветков (Москва, ВАЗ-2108) — 13.39.
Источник: Журнал «АМС», №1, 1991