В самом деле, «Ралли фараонов», задуманное как генеральная репетиция рейда «Париж — Дакар», в минувшем году стало чуть ли не труднее своего старшего собрата. Из 125 автомобилей до финиша добрались лишь 55 экипажей.
Пирамиды Гизы и скалистые каньоны Среднего Египта, храмы Абу-Симбела и барханы Западной пустыни, оазисы посреди бескрайних песков — вся эта экзотика придает ралли неповторимый колорит. В прошедшем октябре соревнования проводились в девятый раз. Их трасса протяженностью 5290 километров, из которых 4110 составляли скоростные участки, словно гигантская петля, пролегла по наиболее труднопроходимым местам Египта.
Любопытно, что, кроме автомобилей и мотоциклов, впервые попытать счастья в борьбе с пустыней вызвались 19 смельчаков на мотодельтапланах. Так что зрелище на старте под сенью тысячелетних Больших пирамид в окрестностях Каира было впечатляющим. Раскрашенные во все цвета радуги машины, яркие треугольники воздушных аппаратов, шумный разноязыкий караван «последних романтиков автоспорта», как часто называют участников таких рейдов.
Но «Ралли фараонов» — это не только экзотика, путешествия и приключения. Прежде всего это гонка. И главными действующими лицами были здесь звезды мирового авто- и мотоспорта. Икс, Ватанен, Тамбэ, Валь-дегаард, Лартиг, де Петри, Ориоли — практически «вся марафонская рать». Нисколько не затерялись в таком изысканном обществе и два советских экипажа на КамАЗах: Й. Таммека — Ю. Анупыльд — Э. Пиирсалу, В. Марченков — А. Кузьмин — Е. Харламов. Заводскую команду из Набережных Челнов уже не назовешь новичком на африканских трассах. Первый успех пришел к ней в ралли «Юбжектив Сюд-89». Тогда грузовики с берегов Камы заняли второе и третье места. Потом была досадная неудача в «Париж— Дакар», где КамАЗы не сумели дойти до финиша. Теперь, при подготовке к новому сверхМарафону, важно было утвердиться в стане сильнейших, чтобы наши машины и их водители перестали быть только «экзотикой с Востока», а наравне соперничали с «Перлини», «Мерседесом», «Пегасо».
И эту задачу удалось успешно решить. Преодолеть всю трассу сумели только половина из двенадцати грузовиков. Четвертым был «боевой» экипаж Таммеки, шестым — так называемая техничка Марченкова, основной задачей которой было обслуживание «первого номера». А «так называемая»— потому что этот экипаж наравне со всеми преодолевал трассу, получал штрафные очки, отмечался на КВ. Кроме того, в ралли участвовал полноприводный (4X4) прототип КамАЗ-4910, шедший вне зачета.
И что из того? — может спросить читатель. — Не слишком ли много шума для таких скромных результатов? Это как сказать...
«Для меня наше успешное выступление, признаюсь, стало сюрпризом,— вспоминает Таммека.— Ведь КамАЗы, пусть и с форсированным до 380 л. с. двигателем, конечно не шли ни в какое сравнение с 500—600-сильными автомобилями главных конкурентов. И все же, как показала гонка, машина у нас хорошая, выносливая, прочная. Думаю, если увеличить мощность двигателя, серьезно поработать с коробкой передач и амортизаторами, на ней вполне можно тягаться с лучшими зарубежными автомобилями. Вся трудность только в том, что эти изменения необходимо вносить в машины, сходящие с конвейера. Ведь к ралли-рейдам допускаются лишь серийные грузовики со строго ограниченным набором усовершенствований».
Но интерес советских любителей спорта к «Фараонам» не исчерпывался Кам-АЗами. Одним из главных фаворитов этого ралли в категории легковых машин была команда французского импортера наших «лад» Жан-Жака Пока.
Новая «Лада-Самара-ТЗ» еще ни разу не выигрывала. И в «Париж — Дакар», и в Тунисе, и в Марокко непобедимые «пежо» и японские «мицубиси» преграждали ей дорогу. В Египте удача наконец пришла. Незадолго до гонки команда Пока понесла ощутимую потерю — «Ситроен» переманил лучшего водителя «Лады», бельгийца Джекки Икса. Пришлось срочно подыскивать замену. Пок вел переговоры с Вальтером Рерлем, Дидье Ориолем, но безрезультатно. В конце концов выбор пал на другого Ориоля — Юбера, однофамильца и земляка участника чемпионата мира по ралли. Хотя еще вопрос, кто чей однофамилец — ведь Юбер уже был знаменит, когда раллист Дидье еще «пешком под стол ходил». На его счету две победы в «Париж — Дакар» на мотоцикле, выступал он в этой знаменитой гонке и за рулем «супербагги» с двигателем «Фольксваген». Правда, в «Ралли фараонов» Юбер ни разу не поднимался выше четвертого места.
Но на сей раз Ориоль со старта вел борьбу за победу. Большую часть гонки его «Лада» шла буквально ноздря в ноздрю с «Мицубиси» француза Пьера Лартига. После семи этапов Ориоль проигрывал три минуты. Все решилось между Абу-Симбелом и оазисом Фивы, во время восьмого этапа. Лартиг проглядел здоровенный камень, а в результате — разбитый задний мост и потерянные полтора часа. Теперь победа была для команды «Лада-Пок» делом техники. Минимум риска, максимум надежности — таков был теперь ее девиз. И долгожданная победа пришла. Преодолев дистанцию за 12 часов 18 минут и 38 секунд, первым на финише в Каире был Ориоль. Вторым закончил гонку неувядающий Патрик Тамбэ.
Участник 114 больших призов в формуле 1 и победитель двух из них за два этапа до финиша выигрывал у Ориоля более полутора часов. Тамбэ всегда отличался своей доброжелательностью к соперникам и готовностью помочь попавшему в беду гонщику. Но оказалось, что его нынешний «собрат по оружию» в этом отношении Патрику не уступит. На девятом этапе, когда «Лада» Тамбэ встала из-за поломки подвески, Ориоль остановился и помог товарищу устранить неисправность. И все же на предпоследнем этапе Тамбэ потерпел аварию, потерял почти три часа и расстался с мечтой о победе — только второе место. Лартиг занял третье. Довершил же успех французских автомобилей русской марки Жером Ривьер, замкнувший шестерку сильнейших.
Разочаровали «ситроены». Команда, составленная из одних экс-чемпионов мира, главных «специалистов по марафону» — Ари Ватане-на, Джекки Икса и Бьерна Вальдегаарда — довольствовалась лишь четвертым (Ватанен) и пятым местом (Икс). Швед был только восьмым.
А ведь перед стартом именно они были главными фаворитами. К африканскому дебюту «Ситроена» было привлечено всеобщее внимание. Эта фирма давненько не числилась в списке претендентов на победу в ралли. Немногие теперь помнят, что почти четверть века назад «Ситроен~ДС21» был одним из лидеров сверхмарафона «Лондон — Сидней» и упустил победу лишь за 153 километра до финиша. В конце 1989 года французский автомобильный гигант ПСА, куда входит и «Ситроен», решил сместить акценты в своей спортивной политике. Отделение «Пежо», в последние годы буквально положившее на обе лопатки всех конкурентов в сверхдальних ралли, теперь занялось кольцевыми автогонками. А его наследником в африканских рейдах стала марка «Ситроен».
Насколько серьезно готова эта фирма к новой для себя роли, ответ на этот вопрос и должна была дать гонка по Египту. Но не дала. Казалось, французы сделали все от них зависящее — привлекли лучших гонщиков, использовали опыт конструкторов «Пежо» и деньги богатейшего спонсора — «Кэ-мел». И все же удача от них отвернулась.
Симпатичные желтенькие «ситроены-ЗетИкс» на протяжении всего рейда будто преследовал злой рок. Бесконечные поломки свидетельствовали о том, что машина еще «сыровата». У автомобиля Икса оторвался задний мост, Ватанен потерял колесо. Не выдержал темпа и разлетелся задний мост у «Ситроена» Вальдегаарда. В довершение всего два таких «пустынных волка», как Икс и Ватанен, еще и заблудились.
Итак, девятое «Ралли фараонов», труднейшее за всю историю этих соревнований, завершилось для нас очень успешно. Как никогда часто в зарубежной прессе мелькали названия советских машин и фамилии гонщиков. «А что нам с того?» — можете вы спросить. Пожалуйста — Камский автозавод получил заказ от Замбии. В эту центральноафриканскую страну будет поставлено 150 грузовиков с прицепами. Что ж, советские автомобильные заводы постепенно начинают понимать, что спорт — это не только затраты. Может быть вскоре очнутся и наши мотоциклетные гиганты. И в списке участников будущих ралли-рейдов мы увидим ИЖи, «мински», «уралы». Дело-то стоящее.
А. Дмитриев Фото А. Попова и ТАСС
Источник: Журнал «АМС», №1, 1991