Заключительный этап «Андрос трофи» нынешнего года впервые проводился в столице Франции. Однако службы обеспечения, несмотря на отсутствие опыта подготовки соревнований, работали с завидной быстротой — за один вечер обычный городской парк превратился в стадион для автомобильных состязаний. Из переносных модулей были построены вместительные трибуны, рядом с ними появились украшенные рекламой торговые палатки. Но меня удивляло другое — казалось, французов совершенно не тревожила теплая весенняя погода. У нас любая оттепель накануне старта вызывает суматоху и панику организаторов, лихорадочно решающих, отменить гонку или нет. Здесь же, представьте себе, начало марта, температура воздуха плюс 17 градусов, снега не осталось, вот-вот первые листочки на деревьях покажутся, а обслуживающий персонал деловито обустраивает зрительские места. Уверенность окружающих передалась мне позже, когда я своими глазами увидел оригинальный способ создания зимней дорожки, не требующий к тому же специальных холодильных установок. Грузовики доставили в парк внушительных размеров ледяные брикеты, которые рабочие уложили прямо на асфальт по всему периметру будущей 900-метровой трассы. Полученную поверхность засыпали толстым слоем ледяной крошки, привезенной в пластиковых мешках, и тщательно разровняли. Специалисты обещали, что покрытие должно выдержать чуть больше суток — ровно столько, сколько нужно для проведения гонки.
Неожиданную замену нашли французы и привычному в нашей стране снежному валу, обычно обрамляющему трек, — поставленные вплотную друг к Другу бетонные блоки образовали твердый отбойник, о который можно разбить в пух и прах любую машину. Лучшего средства остудить горячие головы не придумаешь. Признаюсь, его устрашающий вид меня несколько шокировал.
Выступать мне предстояло на полноприводной четырехсотсильной «Лянче-Дельта-С4» среднемоторной компоновки, арендованной владельцем респектабельного ресторана гонщиком-любителем Жоржем Оуэлом, недавно побывавшим в СССР. На международном ралли «Русская зима» он ездил за рулем «восьмерки», подготовленной нашей командой. Теперь последовал ответный жест — Жорж пригласил меня участвовать в «Ледовом кубке Парижа». Интересно, что «Лянчей» надо было пользоваться поочередно с другим пилотом. Правила соревнований этого не запрещали, и в результате 70 спортсменов смогли выяснить отношения всего на 35 машинах.
Здесь, пожалуй, требуется рассказать подробнее о сложной системе выявления победителя. Гонщики начинали состязания отборочной серией. В каждом из 14 заездов с красочно оформленного подиума стартовало пять автомобилей. Дистанция — три круга. Причем машины уходили на трассу через 10 секунд. Таких предварительных серий было три, по сумме двух лучших времен каждого гонщика определялась двадцатка финалистов. Правда, в заключительной фазе «Ледового кубка» организаторы распределяли соперников по двум независимым финалам, чтобы избежать очного поединка пилотов-напарников, имеющих «общий» автомобиль. Ведь оба могли оказаться в числе двадцати претендентов на призовые места. А абсолютного победителя определили опять же по лучшему времени, показанному в финальном заезде.
Любопытно, что богатым зрителям, способным внести нужную сумму и желающим испытать острые ощущения, в финале разрешалось находиться внутри гоночного автомобиля. Естественно, полностью соблюдались меры безопасности — «счастливчик» надевал несгораемый комбинезон, шлем, пристегивался к сиденью поясным и наплечным ремнями.
Вообще о зрителях у меня остались самые приятные впечатления. В отличие от наших болельщиков, которые приучены к грубым силовым приемам, переворотам на крышу, разбитым машинам, французы умеют наслаждаться гонкой без контактной борьбы. Они прекрасно разбираются во всех тонкостях автоспорта и ради наслаждения эпизодами «чистой» езды согласны пожертвовать сомнительной зрелищностью. Мне, да и наверное любому гонщику, приятнее, когда публика ценит именно профессиональные качества, а не навык по заталкиванию соседа в сугроб.
Конечно, в Париже мне хотелось выступить как можно лучше, но, к сожалению, первый раз я увидел «Лянчу» за час до открытия соревнований. Поэтому прогревоч-ный круг, предусмотренный регламентом, был единственной возможностью к ней привыкнуть. Тем не менее уже первую отборочную серию удалось проехать неплохо. От знаменитого Ари Ватанена отстал только на секунду и пробился в двадцатку сильнейших по результатам первой отборочной серии. На этом, правда, полоса везения закончилась. На одном из виражей мой напарник по «Лянче» решил попробовать твердость бетонного отбойника. Механики пытались сделать все возможное, чтобы машина смогла продолжить борьбу. Но, увы. Автомобиль закапризничал, и следовавшие одна за другой поломки не позв ол ил и мне пол асть в финал.
Однако, несмотря на скромный итоговый результат, спонсоры соревнований обратили на меня внимание и обещали в следующем году пригласить участвовать во всех пяти гонках «Андрос трофи». А победителем «Ледового кубка Парижа» стал Морис Шома на «Ситроене-АИкс-спорт», он же завоевал и первый приз сериала.
Источник: Журнал «АМС», №3, 1991