— А кого это Мухамедэянов посадил к себе в «боевую»? Он вроде всегда один ездил?
— Да это, кажется, Перевертов! Один из шефов спортлаборатории.
— Выходит, начальники стали контролировать своих подчиненных прямо в автомобилях...
Поначалу, действительно, многие искушенные болельщики недоумевали: что за небывальщина? С каких это пор мастерам «кольца» и кросса понадобились штурманы? Ларчик просто открылся — давали старт не просто очередному ралли, а чемпионскому троеборью.
Идея выявить чемпиона из чемпионов в каком-либо виде спорта — не нова. Подобные соревнования среди кольцевиков проводятся, скажем, в США, сильнейших раллистов ежегодно собирает на трассе ралли-кросса вице-чемпионка мира Мишель Мутон. В Республиканском спортивно-техническом клубе Тольятти решили пойти дальше и, отказавшись от слепого копирования, задумали провести троеборье: ралли, подъем на холм, который еще называют горной гонкой, и кросс. При этом, заметьте, пригласив на состязания специалистов разных дисциплин автоспорта. Стремление удивить наш спортивный мир было не последним мотивом для организаторов. Как-никак в эти дни ВАЗ справлял свой четвертьвековой юбилей.
Первым этапом было назначено ралли, поэтому в машинах кольцевиков и кроссменов появились сиденья справа. Сиденье-то поставить недолго, а вот найти надежного человека, которого туда можно посадить, — задача посложнее. Мухамедзянову повезло — его непосредственный начальник оказался бывшим штурманом, ну а рядом с Виктором Малюшитским и Борисом Котелло сидели просто механики. Не надо было мудрить только раллистам, они пока чувствовали себя в своей тарелке. Пока. Потому что через три дня в горной гонке им тоже пришлось переквалифицироваться и на время бросить «дурную» привычку во всем полагаться на штурмана. Короче, условия таковы, что, если хочешь стать чемпионом среди чемпионов, докажи это во всех амплуа, покажи себя достойно не в своей шкуре. Может придется еще и пожалеть, что когда-то не занялся другим видом автоспорта.
Из двадцати двух участников двенадцать имели чемпионские звания, завоеванные в разные годы. Правда, все они, кроме казанца Сергея Петрухина, оказались тольяттинцы. Объяснений, почему не приехали москвичи и прибалты, а персональные приглашения получили и Владислав Штыков, и Сергей Успенский, и Эугениюс Тумалявичюс, и братья Казак, было в избытке. Кто видел бесполезность борьбы с вазовцами, у которых родной завод под боком, кто просто пожалел машину, кто предпочел ехать на чемпионат Союза в Челябинск или вообще за рубеж. Оставалось только сожалеть, что не попали на троеборье и «фирменные» вазовские гонщики — Александр Никоненко, Анатолий Кривобокое, Юрий Боровиков, Сергей Алясов, Виктор Школьный. Кто-то на представлении участников удачно подметил: если учесть, что Прибалтийские республики теперь суверенные государства, то за редким исключением все чемпионы живут в городе ВАЗа. Дело, похоже, идет к тому, что «география» автоспорта у нас, если не произойдут невесть какие перемены, будет ограничиваться даже не Самарской областью, а лишь Автозаводским районом Тольятти.
Троеборье растянулось аж на неделю. Апофеозом же должен был стать воскресный кросс, где победитель по сумме очков, набранных в каждой из трех дисциплин (по 50 за первое место, 46 — за второе, 42 — за третье), получит главный приз. Новенький, только что с конвейера ВАЗ-2109 цвета мокрого асфальта. И уже после первого круга ралли стало ясно: среди чемпионов нет ни одного, кто бы взял на вооружение олимпийский принцип «главное — участие». Призовая «девятка» каждому виделась в личном гараже.
Какими чистенькими и красивыми уходили машины со старта! На регруппинге их было не узнать, большинству требовался разной степени сложности кузовной ремонт.
Потупив взор, нервно постукивал носком ботинка по колесам разбитой, как говорят гонщики, «в хлам» машины двукратный чемпион Союза Борис Котелло.
— Борь, дерево, что ль, не там где надо росло?
— Да с этой призовой «девяткой» все как с ума посходили. Глаза как фары, и понеслись. А я что, хуже?.. Подлетаю к повороту, штурман молчит. Я ему ору, мол, ты заснул, что ли? Краем глаза вижу, копается в своих бумагах, наконец показывает — левый три. Но я-то уже понял, что левый три, понял и то, что мы в него никак не попадаем. Короче, обняли сосну.
Остальным «нераллистам» повезло больше — просто сосны попадались не такие толстые. В городском лесопарке, например, один за другим улетали с трассы Борис Маслов, 'Александр Белов, Ренас Мухамедзянов, Валерий Джежела... До финиша этой коротенькой, длиной всего в 300 километров, и несложной трассы доехали всего двенадцать экипажей. Меньше половины. Охрипшие штурманы-механики (переговорные устройства были только в машинах раллистов, остальным же приходилось либо кричать, либо общаться на пальцах) суетились, самостоятельно подсчитывая результаты (официальные до конца троеборья держались организаторами в секрете). Это было сделано для того, чтобы на кроссе аутсайдеры, расставшиеся с надеждами на победу, не взялись работать на кого-то из лидеров. По непроверенным данным, первые четыре места оккупировали раллисты во главе с Семеном Барулиным и Сергеем Кузмичевым. В остальном же — полная неизвестность.
Многие предполагали, что дальше так и пойдет — кольцевики выиграют горную гонку, а кроссмены — кросс. Другие придерживались мнения, что абсолютным победителем станет все-таки кто-то из раллистов: на «холме» они будут «стрелять» только держись, ведь это по сути обыкновенный горный доп. Здесь, конечно, был небольшой просчет организаторов, отказавшихся в последний момент от кольцевых гонок по улицам города. Где-то кольцевики оказались в неравном положении с остальными. Несправедливость лишь несколько компенсировалась тем, что кажущаяся для одних обыкновенным разомкнутым «кольцом», для других асфальтовым спецучастком, горная гонка в равной степени чревата неожиданностями для всех. Первым и бесспорным доказательством тому стала официальная тренировка.
Скооперировавшись с телевизионщиками, мы бродили по трассе в поисках удачной точки съемки.
Спортсмены в один голос советовали остановиться возле трамплина, где дорога неожиданно круто забирала вправо. Если здесь вовремя не притормозить, в поворот уже не попасть. Все же для большей уверенности я решил лишний раз проконсультироваться с Борисом Масловым.
— Не мучайтесь, ставьте камеру за трамплином. Лучше места не найти, — без тени сомнения заявил двукратный чемпион СССР по кольцевым гонкам, двукратный победитель «Гонки звезд» на призы журнала «За рулем» и, наверное, главный претендент здесь на победу.
— Но там же все будут тормозить, — пытался я возразить.
— Почему? Я не буду... Ставьте камеру и ловите кадр.
На тренировку мы пожалели пленки. И обещанный кадр не поймали. На скорости 160 километров в час, а то и больше, Маслов соскочил на обочину, сбил отбойник и в поворот въехал уже на крыше... Механики развели руками — от дальнейшего участия в троеборье пришлось отказаться. Справедливости ради отметим, что Борису грех было бы жаловаться на судьбу, потому что весной на коммерческих ипподромных гонках в Ижевске он уже выиграл один автомобиль. Второй бы, конечно, тоже не помешал, но увы...
Как и ожидалось, явного преимущества кольцевиков в горной гонке заметно не было. По крайней мере такого, что было у раллистов на первом этапе. Грамотнее соперников проехал «холм» чемпион прошлого года по кольцевым гонкам Сергей Белозеров. Признаться, его езда не была зрелищной: эффективный, практически без пробуксовки разгон, ни одного лишнего сноса колес, что и дало те сотые секунды, на которые Сергей оказался быстрее Семена Барулина и своего тезки Кузмичева. Похоже, именно они, по итогам двух дисциплин, становились основными претендентами на звание чемпиона среди чемпионов.
На кроссе собралось более сорока тысяч зрителей, и хотя сидячих мест для них предусмотрено не было, усталости в ногах за четырехчасовую гонку никто не почувствовал. Настолько был велик накал страстей на трассе.
Информация о фотографии
Ведущие гонщики спортивно-гоночных автомобилей Сергей Кузмичев (слева) и Ренас Мухамедзянов
Чудом вырвавшийся в лидеры утешительного заезда из последнего (!) ряда Виктор Малюшитский финишировал первым. И из аутсайдеров тут же выбился в главные претенденты. Наоборот, Семен Барулин в полуфинал не попал, тем самым перечеркнув все шансы на общую победу. У Сергея Кузмиче-ва в полуфинале застучал двигатель, и он было тоже выбыл из борьбы. Однако умелые руки механиков, которые в перерыве между заездами ухитрились заменить двигатель, чудом вернули ему надежду стать первым среди чемпионов. В этой запутанной ситуации, по беглым подсчетам, самое благоприятное положение, как ни странно, сложилось для Александра Артеменко — ему всего-то надо было доехать до финиша... Короче, на старте в финале собрались гонщики, сразу шесть из которых могли стать обладателями призовой «девятки». Но только через семь кругов жесточайшей гонки.
Ведущие гонщики спортивно-гоночных автомобилей Сергей Кузмичев (слева) и Ренас Мухамедзянов
Как и во всех предыдущих заездах, выиграл старт Ренас Мухамедзянов. Он-то как раз не имел шансов победить в троеборье: набранные им очки в ралли были аннулированы техкомиссией. А вот за место преследователя шла самая настоящая драка. То впереди ехал Малюшитский, то Кузмичев, то Горшков. Между ними пытался протиснуться Артеменко, да так активно, что пробил радиатор. Через пару кругов двигатель его автомобиля перегрелся и застучал.
Лишь к заключительному кругу, когда страсти несколько поутихли и каждый из претендентов смирился со своим положением, стало ясно, что автомобиль достанется Сергею Кузмичеву. Как и в горной гонке, он финишировал третьим, после Мухамедзянова и Горшкова, но, как оказалось, этого было достаточно, чтобы занять абсолютное первое место.
Это был настоящий сюрприз — победителем стал гонщик, который не только не имел до сих пор чемпионского звания, но и не выиграл ни одного отдельного вида.
Вечером на банкете, который организаторы решили устроить на теплоходе посреди Жигулевского моря, было еще много дебатов по поводу появления на свет нового вида автоспорта. Как сложится его будущее? Безусловно, затраты здесь гораздо больше, чем на обычных соревнованиях по кроссу, ралли или «кольцу». Но когда еще увидишь всех чемпионов вместе?!
Наш теплоход взял курс на берег, давно уже стемнело, а Газманов все распевал свою «Морячку» — «...ты на суше, я на море,мы не встретимся никак». Будем надеяться, гонщики, несмотря на то, что обычно один — на ралли, другой — кроссе, третий — на «кольце», все-таки встретятся. На троеборье.
Блиц-интервью
Снимать из открытого багажника на скорости 150 километров в час может не каждый, даже профессиональный оператор. Но Владиславу Микоше, с камерой на плече, все по плечу.
— Страшновато было?
— Ничего. Правда, в одном месте зацепили обочину и чуть не перевернулись, как Маслов. В этот момент было немножко не по себе.
— А гонщики говорят, вы держались молодцом.
— Знаете, я вообще по натуре жуткий трус. Я боялся снимать горнолыжников с дельтаплана, к которому меня привязали ремнями. Боялся снимать скалолазов в Крыму, когда висел над пропастью на одной веревочке толщиной с палец. Сорвался-таки вниз. Пролетел метров сто вместе с камерой, и только чудом меня спас парень, который не пожалел собственной руки и локтем застопорил сорвавшийся блок. Так что гонки для меня еще не самое страшное.
— Владислав, а вы заметили, что гонщики не любят сниматься до старта? Говорят, это плохая примета.
— Я их успокаивал. Последнее время чуть ли не каждый день снимаю Горбачева, а его ведь и на машине возят, что называется с ветерком, и на самолете... Ничего, слава Богу, жив-здоров.
Беседа наша происходила как раз за месяц до известных событий 19—21 августа, когда наш президент оказался под арестом. Только, думается, камера Владислава Микоши здесь ни при чем.
С. Никольский. Фото В. Крючкова
Источник: Журнал «АМС», №5, 1991