Не слишком заметные, однако очень серьезные изменения произошли в «Лянче». Лучшая команда в истории раллийного чемпионата подверглась реконструкции: вместо двух коллективов, заводской «Лянча-Мартини» и частной «Джолли клаб», была создана одна команда «Мартини Рэйсинг», куда вошли четыре пилота — трехкратный чемпион мира финн Юха Канккунен, француз Дидье Ориоль, его земляк, специалист по асфальтовым дорогам Филипп Бугальски, выступавший в прошлом сезоне за «Рено», и одна из восходящих звезд итальянец Андреа Агини. Кроме того, «Лянча» подготовила к нынешнему сезону новый автомобиль — последнюю модификацию знаменитой «Дельты».
За агрессивный облик эта машина сразу же получила прозвище «Образина», в отличие от главной своей соперницы — «Тойоты-селики», названной французскими болельщиками «Красавицей». Кадровый состав команды «Тойота», базирующейся в Кельне и руководимой шведом Уве Андерссоном, усилился знаменитым финном Маркку Аленом — некоронованным королем мировых ралли. А так как мастерство экс- и вице-чемпиона мира испанца Карлоса Сайнса, а также победителя прошлогоднего ралли «Каталония» немца Армина Шварца сомнения у шефов команды не вызывает, потесниться пришлось шведу Микаэлю Эрикссону. В нынешнем сезоне он вынужден будет довольствоваться лишь отдельными стартами за «Тойоту».
Отчаянную попытку вернуться на вершину мировых ралли предпринял «Форд». За три миллиона долларов (только Сайнс сумел добиться такого же гонорара) европейский филиал второго по величине в мире автомобильного концерна предложил контракт Мики Биазону. После травмы позвоночника в 1990 году итальянец никак не может добиться победы, однако «Форд» твердо рассчитывает на опыт двукратного чемпиона мира. А первым результатом его пребывания в новой команде стала... смена поставщика шин — место «Пирелли» занял «Мишлен».
Кроме этих основных соперников не скрывали амбициозных планов и остальные претенденты — «Мицубиси», «Субару», «Ниссан» и «Мазда». И тем не менее настоящие знатоки не сомневались: планы планами, а первый этап мирового первенства — ралли Монте-Карло — все равно пройдет без больших неожиданностей. Фаворитами там будут те, кто в совершенстве овладел премудростями сложнейшей трассы на южном побережье Франции.
Старейшее в программе чемпионатов мира, это соревнование проводилось уже в 60-й раз. Но, так же, как и в 1911 году, когда впервые шикарно одетые господа и дамы состязались в элегантности своих туалетов и кузовов солидных «ландоле» и «лимузинов», старт был намечен сразу из нескольких городов Европы. 23 сентября 150 экипажей из Лозанны, Барселоны, Бад-Хомбурга, Реймса и Сестриере отправились в княжество Монако. Казалось бы, этот так называемый «звездный сбор» — простая формальность, дань традициям. Однако опытнейший Канккунен ухитрился схватить 30 штрафных секунд именно за опоздание к месту «настоящего» старта.
Через два дня холодным, но солнечным субботним утром экипажи ушли в более чем двухтысячекилометровый путь по горным дорогам французских Альп. Четверо суток им предстояло бороться не только друг с другом, но и с постоянно меняющимися дорожными условиями — а именно это является изюминкой «Монте-Карло». Совершенно сухой асфальт сменялся ледяной коркой на заснеженных перевалах, а затем, за ближайшим поворотом из-за скалы вдруг выплескивалось по-весеннему жаркое солнце, и трехсотсильные автомонстры практически совсем теряли сцепление с дорогой на покрытом тонкой водяной пленкой льду.
Первым ралли возглавил Армин Шварц, накануне признавший: «Нужно быть достаточно зрелым, чтобы полюбить это ралли». В середине дня в лидеры ненадолго вышел чемпион мира. Однако Канккунен не питал иллюзий, что сможет победить, и быстро ушел в тень. В самом деле, две трети дистанции «Монте-Карло» составляют асфальтовые допы, и даже несмотря на их заснеженность (а снег любители ралли инстинктивно связывают с северянами — финнами и шведами), первую роль по традиции должны были сыграть считающиеся здесь специалистами французы, итальянцы, испанцы. Так оно и произошло. Последние два допа в субботу выиграл Ориоль и вышел вперед. Но также не надолго. В воскресенье «Лянчу», а в еще большей степени «Форд» замучили поломки. Ориоль менял сцепление, чуть было не захвативший лидерство Делекур — турбокомпрессор, Канккунен — амортизаторы, Биазон — все сразу, так что Сайнсу, пребывавшему до того на втором плане, не оставалось ничего иного, как только возглавить гонку. К тому времени уже двое из фаворитов — Ален, неуклюжий на асфальте, и Кеннет Эрикссон на «Мицубиси», вылетев на обочину, вынуждены были сойти с дистанции.
В понедельник Ориоль почти нагнал Сайнса. А Шварц на последнем допе дня врезался в скалу... К счастью, экипаж отделался легким испугом. Однако авария, видимо, повлияла на «моральное состояние» лидера, и «Матадор» не стал ввязываться в драку с «бравым петухом», как называют французы Ориоля. Дидье без труда обошел испанца в понедельник, а в последний день ралли на знаменитом ночном этапе «Коль-де-Турини» в своем обычном сумасшедшем стиле (иногда говорят, что так могут ездить только те, кто еще не стал чемпионом мира) оторвался от Сайнса на целых две минуты.
Во вторник утром, едва лишь рассеялась ночная мгла, десятки тысяч зрителей приветствовали победителей 60-го ралли «Монте-Карло» — двух французов Дидье Ори-оля и Бернара Оселли и итальянку «Лянчу». Победу француза ждали — он один из лучших специалистов этого классического соревнования, — и от заготовленных заранее французских флагов рябило в глазах. Так что начало сезона неожиданностей не принесло. Но впереди — тринадцать этапов, десятки тысяч километров. Удастся ли 33-летнему Орио-лю добиться, наконец, главной цели своей жизни и стать чемпионом мира? Можно, однако, высказать предположение, что если этого не случится, никто особенно не удивится — ведь согласно традиции победитель «Монте-Карло» редко становился чемпионом мира.
Источник: Журнал «АМС», №2, 1992