И поэтому не было на финише Джеки Икса. Не было на лицах товарищей Кристиана по команде «Ситроен» улыбок, которые подобрали победителям труднейшего состязания. Никто не бросал в воздух ситроеновцев в ярко-желтых комбинезонах. И перевязаны были обожженные руки главного организатора «Ралли фараонов» Жан-Клода Фенуя, который за четыре дня до этого вытаскивал из горящего автомобиля Тарэна. В тот момент штурман сохранил и сознание, и присутствие духа, повторяя: «Ничего, ребята, ничего, все путем...»
Гибель Тарэна потрясла всех. И не только потому, что он был участником и победителем многих ралли, включая и «Париж — Дакар». И не потому также, что «ситроены» были безоговорочными фаворитами и бессменными лидерами нынешнего «Ралли фараонов» — все четыре машины команды шли первыми и менялись местами на этапах между собой, словно забыв о других гонщиках.
Главное — «желтые дьяволы», как окрестили журналисты супермашины «Ситроен-ZX рейд», дебютировав всего год назад здесь же, на «фараонах», уже успели зарекомендовать себя не только сверхбыстрыми, но и сверхпожароопасными. На «Париж — Дакаре» 1991 года сразу два «ситроена» сгорели дотла. Иксу и Тарэну, Вальдегаарду и Галлахеру тогда повезло — они успели выскочить из своих пылающих машин. А на этот раз небольшая вроде бы песчаная траншея недалеко от Асуана стала роковой — «Ситроен» под номером 203 взорвался и сгорел.
К несчастью, эта трагедия была на нынешних ралли не единственной. Воронка с песком опрокинула «Тойоту» Франсуа Лепелетье, который умер в больнице в Асуане. В аварии на шоссе (лопнула шина) перевернулся автомобиль техпомощи команды «Ситроен», в результате чего погиб нанятый для охраны стоянок 23-летний француз Фабрис Леру. О трех-четырех переломах рук можно не упоминать — это для ралли такого размаха дело обычное.
Но в целом египетская автомобильная трасса этого года сюрпризов не принесла. У «Ситроена» конкурентов не оказалось. Победители прошлого года — «лады-самары-ТЗ», с Юбером Ориолем и Патриком Тамбэ за рулем, оставившие позади знаменитого Ватанена, не смогли приехать в Каир. Причиной стала неспособность нашего объединения «Автоэкспорт» принять участие в финансировании команды «Лада-Пок», а один владелец фирмы Жан-Жак Пок с этим не справился. Не появились здесь и КамАЗы, удачно выступавшие в Египте в 1990 году и составившие конкуренцию «перлини», «мерседесам» и «пегасо» на ралли «Париж — Дакар-91».
Предыдущее «Ралли фараонов» вызвало многочисленные нарекания гонщиков из-за неимоверной сложности. На этот раз организаторы несколько упростили задачу. Дистанция была сокращена на полтысячи километров (до 4574 км), чуть полегче стал скоростной режим. Если «Фараоны-90» их победитель Ориоль преодолел за двенадцать с небольшим часов, то нынче Ватанену понадобилось на шесть часов больше. Однако сама трасса отнюдь не стала проще.
Короткий скоростной этап первого дня — 18,5 км от больших пирамид в Гизе до ступенчатой пирамиды в Сак-каре под условным девизом «Эта саккарская ломка» — определил последовательность главных стартов, наметил фаворитов. На рассвете 7 октября от пирамиды фараона Микерина в Гизе мотоциклы, а за ними и автомобили рванулись в дальний путь через всю страну. Кому-то не повезло сразу. Стартовавший пятым итальянец Франко Пикко «вошел в пике» метров через триста и рухнул вместе с мотоциклом в песок на виду у провожающих. Финский мотоциклист Кари Тиайнен тоже не смог продолжить состязание, сломав при падении руку. Подвел мотоцикл и самого быстрого гонщика-марафонца из Италии Алессандро де Петри, после чего борьбу за первое место повели американец Дэниэл Лапорт и испанец Хорди Аркаронс на «кадживах».
Второй этап, получивший девиз «Всадники Кривого дерева», был самым длинным — 745 км до привала в оазисе Сива, где некогда Александр Македонский был провозглашен богом и фараоном Древнего Египта. Этап 8 октября, игриво окрещенный «В постели с Клеопатрой», представлял собой кольцо, которое пересекало то каменистые склоны Кат-тарской впадины, то языки песчаных дюн. В штурманской легенде здесь появились обозначения «опасный трамплин», «возможно падение с высоты 25 метров» и прочие малоприятные пометки. Дав волю воображению, организаторы окрестили опасный трамплин с поворотом «Русская весна», а сумасшедший вираж — «Вестсайдская история».
Карта четвертого этапа изобиловала значками в виде скрещенных лопат. Иногда они появлялись парами, а в отдельных случаях — в сопровождении ведерка. Не случайно и девизом трассы от Сивы до оазиса фараона стали слова «Унесенные песком». На старт утром 9 октября вышли только 76 из 110 машин и 60 из 69 мотоциклов. А на следующий день путь привел гонщиков в местечко с примечательным арабским названием Мут («Смерть»). Чтобы попасть к привалу, участникам ралли пришлось ехать вдоль гигантской «стиральной доски» — Западная пустыня Египта так наморщила здесь лоб, что навсегда оставила каменистопесчаные складки трехсоткилометровой длины. Именно в этих местах в глубокой древности погибла армия персидского царя Дария, выступившая на покорение глубин Сахары.
Шестой этап под девизом «Кольцо исчезнувших лесов» был проложен к Нильской долине, к знаменитым храмам Абу-Симбела. Седьмой («Скорпионы и люди») — от Абу-Симбела до Асуана. Именно здесь получил роковые ожоги Кристиан Тарэн. В окрестностях Асуана гонщиков поджидал еще один кольцевой этап, названный «Внимание! Слоновьи тропы». Он представлял собой почти непрерывные виражи между гранитными валунами, которые словно разбросала здесь стая взбесившихся огромных животных.
Здесь Алессандро де Петри и поджидала вторая неудача, которая лишила его всяких надежд на призовое место. После блистательного первого этапа и поломки на втором он практически всю дистанцию шел на сумасшедшем форсаже, насилуя и себя, и «Ямаху». День за днем он сокращал разрыв с лидером Дэнни Лапортом. Сорок пять минут, сорок, потом, наконец, только восемнадцать. Но девятый этап от Асуана до Самалута вдоль Нила решил дело не в пользу победителя прошлогоднего «Ралли фараонов» и ралли «Париж — Дакар». Двигатель мотоцикла вновь не выдержал, и де Петри был безнадежно отброшен назад. Забегая вперед, скажем, что он прямо-таки прилетит первым — с гигантским отрывом — на всех оставшихся этапах, но в общем зачете не войдет и в первую десятку.
На десятом этапе («Огни на дюнах») гонщики снова углубились в Западную пустыню, но часть трассы прошла через камышовые заросли, ручьи и даже водопады в болотистой впадине Райяван южнее Файюмского оазиса. Отсюда, после второго круга вокруг болот, мотоциклы и машины устремились к финишу — хорошо знакомой им пирамиде Микерина.
На старт этого, последнего этапа команда «Ситроен» вышла уже практически победительницей. Ведь шедшие четвертыми итальянцы Джакомо Виемара и Амброджио Рогар на «Рейндж-Ровере» отставали от лидера на целых пять часов. Поэтому Ари Ватанен с Бруно Берг-лундом, Бьерн Вальдегаард с Фредериком Галлахером и два Алена — Амброзино и Гееннек нарочно сбавили скорость (хотя с элегантной легкостью не пропустили никого перед собой к финишной черте) и завершили ралли в виде своеобразного траурного кортежа, под рев висящих над ними вертолетов с телеоператорами.
Так, на печальной ноте, завершилось это великолепное зрелище, труднейшее испытание людей и машин. Спасибо же за него надо, наверное, сказать двум людям, без которых никакого «Ралли фараонов» не состоялось бы. Это французский предприниматель Жан-Клод Фенуй и египетский бизнесмен Рами Сиаг. Вся затея — плод их горячего энтузиазма и неиссякаемой энергии. На этот раз у Рами Сиага был и личный триумф. Первые плоды дали его усилия по формированию национальной египетской команды. Поиски спонсоров, подбор и тренировка гонщиков, закупка и доводка машин и мотоциклов — на это были потрачены долгие месяцы. В результате египетский экипаж на «Тойоте» — Самир Лама и Ахмед Мистикауи на многих этапах смог покрасоваться в первой десятке и завершил гонку далеко не на последних местах. Отлично выступил и мотоциклист Эдди Эльяс, который на первом этапе ухитрился занять даже второе место. Дебют египтян в ралли состоялся, причем не на любительском уровне.
М. Дышлюк, М. Крутихин, корр. ТАСС, Каир
Источник: Журнал «АМС», №1, 1992