Хорошо, что о подобных решениях не знают в ФИСА, потому что за проведение национальных соревнований за рубежом надо выложить кругленькую сумму. К счастью, штрафов опасаться пока нечего, коль скоро решение это неофициальное. Вот и подумалось, а что, собственно, мешает нам рассмотреть выступления наших раллистов за рубежом как многоэтапный чемпионат страны. И определить чемпиона, конечно.
Интересно, что только на сборы результатов 1991 года ушел месяц. Все это пришлось делать, связываясь по телефону с самими спортсменами, потому что нигде — ни в ЦАМКе, ни в ЦК ДОСААФ результаты теперь никого не волнуют: выезжают люди и ладно. Лишь на ВАЗе оказался четкий отчет о выступлениях заводских раллистов.
Из него мы узнали, что на «Акрополисе» очного «чемпионата Союза» провести не удалось. Автомобиль Александра Артеменко быстро сломался. И Сергей Алясов вместе со своим штурманом Александром Левитаном выступали здесь почти без конкурентов. Почти, потому что в Грецию приехал экипаж из Одессы Н. Никитюк — И. Володько. Они, кстати, тоже не избежали схода. Ничего удивительного. Новичку на «Акрополисе» очень тяжело потому, что трасса будто специально создана для истязания автомобилей. Алясов же превзошел все ожидания и финишировал тринадцатым в «абсолюте».
Получив телетайпную ленту, мы в редакции, помнится, немало удивились, увидя знакомую русскую фамилию рядом с такими мастерами, как Ватанен, Миккола, Эрикссон. Откровенно говоря, конечно, хотелось потешить себя мыслями, что только этим гигантам ралли и удалось объехать Алясова. Разочаровывало лишь то, что отрыв от победителя исчислялся даже не минутами — часами! И все же, справедливости ради, надо сказать, что выступление нашего экипажа было выдающимся. На одном из последних допов под названием «Тарзан» (он, кстати, достаточно длинный, около сорока километров, и по праву считается самым показательным на «Акрополисе») Алясов показал 12-е время. Когда компьютер выдал на мониторе официальные результаты, организаторы, не веря своим глазам, судорожно стали искать ошибку: по их мнению, «Лада» ну никак не могла проехать здесь столь быстро.
Но компьютер не ошибся. Просто Алясов в последнее время выступает действительно здорово. А к этому своему результату шел не один год, скрупулезно анализируя ошибки, упущения в подготовке автомобиля, специфику трассы и другие нюансы этой изнурительной гонки. В общем, здесь ему стоит поставить большой плюс.
Почти в это же время на ралли «Хессен» выступали Виктор Школьный, Владислав Штыков и Эугениюс Тумалявичус. Трасса представляла собой повторяющиеся несколько раз шесть скоростных участков, на которых и развернулась борьба между нашими экипажами. Любопытно было посмотреть, как в этой компании поведет себя Тумалявичус, еще пару лет назад не знавший себе равных. Но все карты смешал Штыков, который в первый день ралли то ломал коробку передач, а потом, не успевая с ремонтом, опаздывал на пункт контроля времени, то пробивал на допе колесо. Выигрывая, правда, кое-где по несколько секунд, к старту второго дня он, тем не менее, отстал от своих главных соперников по германскому «первенству Союза» на целых две минуты. В итоге же, хотя и на большинстве скоростных участков ралли Владислав был быстрее и Школьного, и Ту-малявичуса, пришлось довольствоваться третьим результатом. Ходили разговоры, что с приходом в отечественный спорт переднеприводных автомобилей группы А Тумалявичус якобы утратил свою позицию единоличного лидера в ралли. Разговоры разговорами, а результат-то налицо — Эугениюс по-прежнему первый.
Очередные этапы «первенства» состоялись параллельно в Финляндии и Бельгии. В ралли «1000 озер», самом скоростном этапе чемпионата мира, из наших экипажей участвовало три — Алясов — Левитан, Школьный— Гогунов и Артеменко — Тимковский. Приехали и прибалты, но «нашими» их теперь не назовешь, а потом, надо сказать, что бывшие соотечественники проиграли вазовцам по всем статьям. Правда, неприятный сюрприз преподнес Арте-менко. Уже за финишным створом одного из первых допов он врезался в огромный камень, так что почти с самого начала Школьный и Алясов вдвоем боролись за звание советского чемпиона Финляндии. Сильнее был Школьный, впервые оказавшийся в Стране тысячи озер. Сразу по возвращении команды я позвонил в Тольятти руководителю финского выезда Виталию Богатыреву. Тот поспешил сообщить, что «наша команда все выиграла».
— И в «абсолюте»... — пытался я подшутить над давнишним другом.
— ...И в «абсолюте», — неожиданно бодро ответил Богатырев.
— А что, Канккунен теперь выступает на «восьмерке»?
— Нет, по-прежнему на «Лянче», но за нашу команду. Фирма-то, торгующая в Финляндии «ладами» и «лянчами», одна — «Конелла». Вот и получается — Юха выиграл в абсолютном зачете, Витя — в классе. И среди команд мы первые.
А в это время в Бельгии, на международных ралли «Аутобьянчи», а затем «Тур Фландрии» снова встречались Тумалявичус и Штыков. На первом этапе лидерство поначалу захватил Владислав, но очень скоро в азарте допустил маленькую ошибку, не смог удержать автомобиль на узком проселке и перевернулся. Тумалявичус же в отсутствие кон-курентов-иностранцев относительно легко занял первое место в своем классе и двенадцатое (вполне достойное для «Лады») — в «абсолюте». Любопытно, что через неделю, на «втором этапе» — «Туре Фландрии», ситуация точь-в-точь повторилась. Только гонщики поменялись ролями. Теперь оторвавшийся было от Штыкова Тумалявичус не справился с управлением и перевернулся. Владислав же на изрядно потрепанной «восьмерке» все-таки финишировал. Не стоит, наверное, делать каких-то глубокомысленных выводов по поводу этого «обмена любезностями» — ведь подобное часто случается, когда в борьбу вступают гонщики одного класса.
Сезон уже подходил к концу, когда на наш стол легли протоколы последнего этапа чемпионата мира. Бывшее некогда очень своеобразным, английское «RAC-ралли» уже второй год подряд подвергается нововведениям, на наш субъективный взгляд, сводящим на нет его оригинальность. Ралли «с листа», похоже, теперь ушли в прошлое, потому что и в Англии разрешили записывать трассу. Но вот для Алясова и Школьного по крайней мере половина соревнований должна была пройти как в старые добрые времена — вслепую. Из-за задержки виз в английском посольстве ребята опоздали к началу тренировок. К сожалению, ответа на вопрос, кто же оказался в этой непростой ситуации разумнее и расторопнее, мы не получили: оба гонщика сошли по техническим причинам — оборвались шатуны в двигателях.
Было бы несправедливо упустить из виду выступления на зарубежных трассах и других наших раллистов. Можно лишь порадоваться, что теперь за границу выезжает не только бывшая сборная СССР. Все-таки это весьма полезный опыт, и нет надобности скрывать, что у «капиталистов» есть чему поучиться. Большинство не ударило за рубежом в грязь лицом. Москвич Сергей Успенский занял седьмое «абсолютное» место в Турции. И пусть «Турецкое ралли» не было столь представительно, как, например, «Дойчланд» или «Букль де Спа», тем не менее это все-таки этап чемпионата Европы с коэффициентом 5. Очень неплохо выглядел поначалу в Бельгии на ралли «Кондрос» Игорь Коновалов из подмосковного города Ра-менское, и только досадная поломка коробки передач отбросила его в итоговом протоколе на 58-е место. А вот мало кому известные одесситы Н. Никитюк — И. Володько, помимо «Ак-рополиса», дерзнули выступить и в «Сан-Ремо». Результаты, конечно, ниже среднего, и в нашем воображаемом чемпионате вряд ли позволят попасть в десятку сильнейших, но заявка сделана. О них говорят, и отнюдь не в связи с «дворовыми» внутрисоюзными гонками.
Отрадно, что география выездов гонщиков АЗЛК стала расширяться. Раньше москвичи ограничивались выездами в Югославию и Финляндию. С точки зрения рекламы автомобильной продукции это безусловно шаг вперед. Ну а что до спортивных достижений, больших успехов пока не видно. Тот же Штыков, выступая в свое время на «Москвиче-2140» в ралли «Сатурнус», занимал призовые места в абсолютном зачете. Понятно, тогда и машины были другими, и соревнование менее представительным, но как ни крути раллийная команда АЗЛК сегодня что внутри страны, что за рубежом остается командой средней руки. Лидером же здесь безусловно следует назвать Александра Потапова. Ему, может быть, еще долго придется работать со своим автомобилем, чтобы выступать наравне с теми же вазовцами. Только ведь от этой работы он не отказывается, а значит, будет еще повод поговорить о конкуренции не только наших гонщиков, но и отечественных автомобилей.
Раздав, как говорится, всем сестрам по серьгам, нам остается главное — определить нашего чемпиона за рубежом. Думается, двух мнений здесь быть не может — самые стабильные и при этом достаточно высокие результаты в прошедшем сезоне у Сергея Алясова. Но на этот раз чемпион останется без медалей и почетных грамот. Надо поберечь их для действительно «нашенских» чемпионатов. Авось еще пригодятся.
С. Никольский
Источник: Журнал «АМС», №1, 1992