Не на шутку страсти разгорелись как раз перед «Акрополисом». Каменистые дороги Греции требуют от гонщиков предельной концентрации и высочайшего мастерства. В свое время побеждали здесь и испанский «матадор» и «летучий финн», но и Ориоль в этом сезоне, похоже, всерьез решил расстаться с прозвищем «шевалье асфальта».
Армии Шварц закончил предстартовые тренировки в Греции весьма озабоченным: «...Отдельные участки настолько разбиты, что ехать по ним быстро практически невозможно. С другой стороны, ситуация в стане претендентов сейчас не та, чтобы осторожничать. Рисковать придется всем».
С самого начала нетрудно было предугадать, что этот экзамен на выдержку, тактическую грамотность, выносливость не обойдется без «двоек». Пожалуй, один Ориоль сдал его на «отлично». А вот Сайнс с «командой поддержки» в лице Маркку Алена и Армина Шварца просто оскандалились. Красно-белые «тойоты» поражали публику головокружительными кульбитами, после которых гонка для них заканчивалась. Ален и Шварц вообще, можно сказать, синхронно «убрались» с трассы на одном и том же повороте одного и того же допа. Так что все очки собрали и поделили между собой «лянчевцы», а Ориоль отметил свою третью победу в сезоне.
Спустя неделю-другую Карлос Сайнс без удовольствия совершал 34-часовой перелет из лета в зиму — через экватор в Новую Зеландию. Настроение, как нетрудно догадаться, у испанца было весьма пасмурным. С одной стороны, бесконечные разговоры о все хорошеющей с каждым этапом новой красавице «Тойоте», с другой — пока, увы, совсем не чемпионские результаты. Слава Богу, умница жена дала в дорогу какую-то электронную игру — хоть на время отвлечься от дурных мыслей. А рядом, похоже, в тех же раздумьях сидел Луис Мойя. Тот тоже пытался забыться: то смотрел телевизор — показывали матч с участием испанской «Барселоны», то, устраиваясь поудобнее, дремал, а в конце концов последовал примеру своего пилота — купил электронную игрушку...
Так уж повелось, что ралли на Зеленом острове считается менее сложным, чем соревнование на земле древней Эллады или среди тысячи озер Суоми. Не может оно похвастать и богатыми традициями, как «Монте-Карло» или «Сафари». К тому же очки, добытые здесь, идут только в зачет чемпионата пилотов. Поэтому и интерес к нему средств массовой информации (а значит и спонсоров) ограничен. И это сразу объясняет отсутствие многих фаворитов. «Лянча» вовсе решила не ездить «за семь верст киселя хлебать» — на итальянских машинах выступали только «частники». «Тойота» ограничилась испанским экипажем. Одна лишь «Субару» выставила «боевой» состав, добавив к асу Ари Ватанену и перспективному Колину Мак-Рею местную звезду — Питера Бурна. Японские машины очень хорошо начали гонку, ходили даже в лидерах, но уже к концу второго дня полноприводное «Наследство» (по-английски — Legacy) «рассыпалось»...
В такой ситуации у Сайнса не было проблем: ни лучшие австралийские и новозеландские гонщики, ни европейцы «второго эшелона» не представляли для экс-чемпиона мира особой опасности. Сквозь непробиваемые утренние туманы, кстати, ставшие причиной небольших аварий Сайнса и Ватанена, испанцы приехали к финишу с отрывом от ближайших преследователей в четыре с половиной минуты. Их послужной список пополнился третьей победой в Новой Зеландии (любит «матадор» выигрывать в отсутствие конкурентов — ехидно заметим в скобках), и в Аргентине они появились уже лидерами чемпионата и, соответственно, в прекрасном настроении. По пути думалось не о трансмиссии, не о турбонаддуве и даже не о планах дальнейших выступлений. Карлос с удовольствием вспоминал те несколько дней отпуска, которые он провел с семьей, и если о чем-то и пожалел, то только о том, что не удалось ему воочию увидеть Олимпиаду.
Аргентинский этап начался для Сайнса за две недели до старта с... обеда у президента страны. Карлос Менем, как известно, страстный болельщик автоспорта: положение обязывает, ведь его сын обещает вырасти в раллиста мирового класса. Ну а после визита к президенту экипаж «Тойоты» прииулил к делу — спортсменов ожидали двенадцать дней тренировок. Первые же встречи с аргентинскими болельщиками показали, что не все они столь же гостеприимны, как Менем. Видимо, пытаясь выразить свою любовь к любимому герою — Хорхе Рекальде, они решили обезопасить его от главных конкурентов. У «Тойоты» Сайнса и «Лянчи» Ориоля расколотили стекла и с корнем вырвали зеркала. По поводу этого инцидента пресса разразилась гневными заголовками, а оба водителя еще до старта оказались в центре внимания. Впрочем, о ком еще можно было бы посудачить журналистам, как не о главных претендентах. Ведь третий соискатель чемпионского титула — Канккунен в Южную Америку не приехал. Видимо, сказалось стремление к экономии — за «Лянчу-Мартини» шли только два экипажа, и менеджер предпочел Юхе Ориоля, имевшего больше очков, и Рекальде, прекрасно знающего трассу.
После первого же дня ралли по всему миру потекли телетайпные строчки: «Ориоль выиграл четыре из пяти спецучастков. Сайнс уступает ему всего пять секунд...» Остальные отстали сразу и намного. Даже Рекальде не помог весь его опыт. Долгое время он шел третьим, проигрывая все больше и больше, и в конце концов попал в аварию. Лидеры же в клубах пыли на коварных каменистых дорогах в аргентинской пампе вдоволь пощекотали друг другу нервы. У француза они оказались крепче.
Таким образом, несмотря на преимущество «матадора» в очках, у француза уже четыре победы, а это серьезная заявка, ведь в зачет идут только девять результатов из четырнадцати. И, разумеется, нельзя сбрасывать со счетов Канккунена — как-никак трехкратный чемпион мира. Словом, развязка сезона обещает быть захватывающе интересной. Одно можно сказать с уверенностью — надобности в уроках французского, испанского или финского нет. Все претенденты прекрасно говорят по-английски.
«Акрополис» на малой сцене
«Акрополис» проводится не только для «великих мира сего». Пока терпела фиаско «Тойота тим юроп», а «Мартини Лянча» доигрывала игру в одни ворота, другие участники, в том числе и российские, давали свой спектакль. Скажем так — на малой сцене.
В Грецию прибыли четыре наших дуэта: тольяттинцы С. Алясов — А. Левитан, В. Школьный — С. Гогунов, москвичи В. Штыков — Ю. Байков (все на ВАЗ-21083) и экипаж из Приморья во главе с К. Сухачевым на серийной «Лянче». Серьезней всех в этой компании выглядел экипаж Сергея Алясова, прекрасно чувствующий себя в «каменоломне» древней Эллады. В прошлом году он занял здесь тринадцатое абсолютное место да и нынче не скрывал своих намерений «въехать» в десятку сильнейших. По крайней мере вазовские механики до отказа упаковали технички всевозможными агрегатами. Запас карман не тянет, а чисто профилактические замены в конечном итоге определяют стратегию и тактику ведения этой гонки.
Тем не менее на первом скоростном участке, где традиционно зрители знакомятся с участниками, в нашей команде лучше всех показался Владислав Штыков. Кто-то вкатывался в трассу, кто-то присиживался к сиденью, Штыков же долго раскачиваться не любит. Впрочем, и сам открывающий доп с относительно ровным гравийным покрытием явно выделялся в ряду большинства остальных, будто на случай нашествия завоевателей специально выложенных острыми камнями. Дальше все встало на свои места — Алясов быстро вышел в лидеры. Только его и видели...
Похоже, на третий СУ «Кинетта», который считается одним из самых зрелищных, какой-то местный колдун нагнал порчу. Российская команда ощутила это в полной мере. Началось все с того, что Алясов проколол шину прямо в зоне контроля времени. Замены колес здесь не пенализируются, но примета, согласитесь, не самая добрая. Так оно и случилось.
Сошли приморцы — отвернулась пробка в картере двигателя, а спустя минуту-другую в нескольких метрах от их «Лянчи» клюнула носом в кювет машина Виктора Школьного. При внимательном осмотре оказалось, что безнадежно сломано рулевое управление, поэтому о продолжении гонки не могло быть и речи
С каждым днем, обгоняя на доле по два-три автомобиля гонщиков-любителей, наши экипажи подбирались все ближе ко второму десятку. А стартовали аж в шестом! Алясов в результате добрался до четырнадцатого места. Особенно пришлось попотеть в конце ралли, сражаясь за первое место в классе с местным гонщиком, выступавшим на «Пежо-2051». Штыков же как ни пытался ехать осторожнее, все-таки финишировать не сумел: на третий день прогорели два поршня в двигателе.
Хотя сверхзадача — попасть в десятку — осталась лишь мечтой, тем не менее Сергею удалось победить в своем классе «тойоты», «пежо» и «хонды». А это тоже кое-что значит, и в первую очередь в смысле рекламы. На будущее раллисты не загадывают, но если наша «восьмерка» на следующую греческую гонку приедет уже с новым двигателем со впрыском, может быть тогда ва-зовцы, наконец, поднимут тост за совпадение желаний и возможностей.
Источник: Журнал «АМС», №5, 1992