Даже внезапный визит на финишный бивуак второго этапа «Туниса-93» президента ФИСА Макса Мосли не прояснил проблему. В до блеска начищенных ботинках он побродил вдоль выстраивавшихся машин, отведал меню участников, по неизвестным причинам на следующее утро умудрился потерять галстук, а затем проводил мотоциклистов в путь. Президент лишь обронил дежурную фразу, пообещав посоветоваться о будущем Кубка со своим лучшим другом Берни Экклстоуном, влияние которого в мире автоспорта и связи с телевизионными компаниями общеизвестны.
Не знаем, состоялась ли задушевная беседа двух закадычных друзей. Но через несколько недель после того, как участники финишировали в «Тунисе-93», они узнали, что ФИСА утвердила-таки с нынешнего года Кубок мира по ралли-рейдам, начиная с «Атласа» в Марокко. Следовательно, «Тунис-93» в эту серию не попал. Шутили даже, что причина тому — потерянный галстук.
Но вернемся на трассу длиной 2923 километра, из которых 1940 километров составляли скоростные участки. Ее взялось преодолеть за восемь дней 80 экипажей на автомобилях и 130 мотоциклистов.
Перед первым этапом Тунис — Кап-Монастир фаворитами безоговорочно считались Бруно Саби, победитель ралли-рейда Париж — Дакар, и Саеед аль Хайри — оба из команды «Мицубиси». Правда, второй пилот был загадкой. Знали только, что он из Катара, бывший чемпион Среднего Востока по ралли. Но у аль Хайри есть одно немаловажное преимущество — он сын пустыни и лучше других знает ее коварство. Главными соперниками пилотов «Мицубиси» были чемпион мира в гонках спортивных автомобилей француз Жан-Луи Шлессер, стартовавший на багги, и сильная команда из семи автомобилей «Ниссан» во главе с испанцами Сальвадором Сервиа и Хайме Пуигом, которые знакомы нам по выступлениям на «Ладе-Самаре-ТЗ». Среди мотоциклистов предпочтение отдавали опытнейшему австрийцу Хайнцу Кинигаднеру («Хонда»), специалисту по ралли-рейдам и двукратному чемпиону мира по мотокроссу в классе машин 250 см3.
Трассу «Туниса-93» прокладывал Сириль Нево, который пять раз выигрывал «Париж — Дакар» на мотоцикле. Перед стартом и в ходе марафона он не уставал напутствовать участников: «Самое главное — не покидайте колею. Если сползете с дороги на пять сантиметров, там и останетесь. Помните: каменистые колеи и песчаные дюны Туниса отбирают мужчин среди мальчиков».
Уже на втором этапе Кап-Монастир — Доуз (715 километров, из них 267 — скоростных участков) спортсмены в полной мере испытали на себе коварство пустыни. Мотоциклисты зарывались в песок по самый руль. Штурман одного из экипажей Филипп Рей говорил: «Сверху дорога кажется твердой, но, спустившись вниз, оказываешься в трясине». А Жан-Луи Шлессер уже на финише ралли-рейда мрачно пошутил: «В Тунисе я не был пилотом, а работал для компании, занимающейся садоводством». На жаргоне спортсменов, прошедших школу пустынь, это означало рыть борозды между островками верблюжей колючки и пальмами в поисках проходимой дороги. Сириль Нево с грустью наблюдал за этим столпотворением в песках, где таяли надежды на успех многих участников. Иногда даже объявлял нейтрализацию сверхнормативного опоздания на пункты контроля времени, чтобы спасти ралли-рейд от полного опустошения.
Резвее других начал выступление в «Тунисе-93» Саби. Он выиграл на первом этапе две минуты у аль Хайри. Шлессер, показавший, кстати, лучший результат в прологе под Авиньоном, свое лидерство закрепить не смог: навигационные приборы, установленные на его багги, часто показывали ложное направление. В довершение к этому на участке Кап-Монастир — Доуз француз попал в песчаную ловушку, Через несколько метров такая же участь постигла «Ниссан» Сервиа и «Мицубиси» Фонтенэ.
Пожалуй, решающим был третий этап Доуз — Ремада (377 километров, из них 344 — скоростные участки). С одинаковым результатом его начали Саби и аль Хайри (накануне Бруно потерял выигранные ранее две минуты из-за прокола колеса). До Ремады Саби не добрался: после полета через дюну и жесткой «посадки» оторвалось заднее колесо. Аль Хайри, чтобы добыть победу, можно было сбавить темп и без риска спокойно добраться до Джербы — конечного пункта «Туниса-93». На финише гонщик из Катара так прокомментировал борьбу на оставшихся этапах: «Часто я вообще никого не видел по дороге, исключая одного-двух медленно едущих мотоциклистов». Пятидневная битва между Жан-Пьером Фонтенэ и Жан-Луи Шлессером, которая шла с переменным успехом, закончилась в пользу первого, выигравшего 20 минут у соперника.
Конечно, тяжелее всех пришлось мотоциклистам. Помимо «садоводства», которым они занимались постоянно, прибавились проблемы с навигацией. Многим не раз мираж представлялся реальным пунктом контроля времени, мерцавшим в жарком воздухе на горизонте. Убедившись в ошибке, они затем немало времени тратили на поиски прежней дороги. Именно миражи сыграли злую шутку с Тьерри Маньяльди и Хайнцем Кинигаднером. Более счастливым оказался неизвестный врач Флавио Агради из Италии, который опередил ближайших соперников более чем на два часа.
Тунисское ралли, закончившееся победой «Мицубиси», стало для фирмы испытательным полигоном прототипа «Пажеро» образца 1994 года. Машина сохранила прежние мотор и трансмиссию, но «оделась» в новый прилизанный каплеобразный кузов «слезинка». По мнению чемпиона Европы по ралли немца Эрвина Вебера, который выступил вне зачета, автомобиль прекрасно слушается руля и на следующем рейде «Атлас» в Марокко покажет исключительные скоростные качества. Кстати, там собирается выставить четверку своих машин и «Ситроен».
Источник: Журнал «АМС», №8, 1993