Граф Калиостро, если помните, в фильме «Формула любви», считал «материализацию идей одним из самых сложных магических превращений, требующих значительных энергетических затрат». В этом несложно было убедиться. Но так или иначе: организаторы обеспечили, спортсмены выступили, зрители видели...
Хотя Василий Аксенов никогда не работал в Центральном автомотоклубе ЦК ДОСААФ СССР и, по большому счету, вообще далек от автомотоспорта, тем не менее в выборе трассы явно не ошибся. Крымские серпантины, действительно, будто специально созданы для гонок. Но одно дело написать и совсем другое — претворить в жизнь. С десяток лет назад, когда Аксенов считался опальным писателем, а люди у нас в стране рождались исключительно, чтобы «сказку сделать былью», для подобной «материализации» можно было добиться финансового вливания свыше. Теперь все наоборот: преследования писателей-эмигран-тов непопулярны, но и на «вливания» рассчитывать не приходится. К чести главного организатора, концерна «Интерконт», заметим, что люди здесь рассчитывали в большей степени на свои силы и средства. И никто не роптал по поводу инфляции, трудностей с бензином, наконец, нехватки квалифицированных специалистов, способных сделать ралли таким, каким оно должно быть. «Материализация» таки состоялась. И по большому счету успешнее, чем бывало у Калиостро.
Бюрократически гонка показалась просто безупречной. Судите сами: легенда — очень близка к эталону, принятому на чемпионатах мира и Европы, регламент соревнований — тоже составлен и отпечатан на самом высоком, без обиняков скажем, мировом уровне. Претензий к протоколам результатов опять же не было — распечатаны на компьютерах, аккуратно уложены в фирменные папочки — приходи получай сразу после утверждения судейской коллегией. Правила безопасности, а это ни много ни мало толстая книга строгих наставлений, соблюдены аж на все сто процентов. Как и в прошлые годы на трассе работала чешская спасательная служба «Наримекс» (слава Богу, ребятам не довелось продемонстрировать свои возможности). Кроме того, впервые на допах перед нулевыми экипажами с должным временным разрывом появились машины сэкюрити (безопасности) — С-1, С-2, С-3. Что же касается су действ а, то если и был и небольшие огрехи, то никто — ни спортсмены, ни болельщики, ни пресса их не почувствовали. Зато приятно удивили, казалось бы, «мелочи»: шампанское — как положено в полуторалитровых бутылках и прямо из Англии. А призовые «таврии» (не связка ключей, а два настоящих автомобиля), обещанные победителям, — у подъезда зала награждения.
А вот от спортивной, вернее соревновательной, части «Антика-ралли» организаторы, болельщики, пресса и сами участники оказались не в восторге. Захватывающей интриги не получилось. Наверное, мало кто сейчас припомнит ралли, где бы между первым, вторым и третьим местом были, прямо скажем, марафонские разрывы — больше десяти минут. Как и предполагалось, с первого допа в отрыв ушли братья Больших на БМВ-М3. Несмотря на то, что по сравнению с прошлым годом трасса удлинилась на пять скоростных участков, догнать Николая и Игоря соперники даже не пытались. Столь же спокойно чувствовал себя в гонке и представитель сборной команды ВАЗа Виктор Школьный, выступающий на «Самаре». Не смогли финишировать достаточно сильные гонщики Семен Барулин, Сергей Кузмичев.
Что поделаешь, ну не совершили ошибки братья Больших на допе в Форосе (как это случилось в прошлом году, из-за чего только и завязалась тогда упорная борьба этого экипажа с Владиславом Штыковым), не приехал в Крым Эугениюс Тумалявичюс, выступающий сегодня на «Лянче», не сумели справиться со сложнейшей ялтинской трассой зарубежные гонщики из Швеции, Англии, Италии, Франции. Запутался в преследовавших еще с финских «1000 озер» неисправностях двигателя Владимир Туров. Он, кстати, остался к тому же и без штурмана. Хорошо согласился сесть справа чемпион СССР Вячеслав Прохоров. Наконец, не пощекотал нервы бывалых раллистов, выступающих на «восьмерках», пожалуй, самый перспективный на данный момент гонщик из Ижевска Сергей Балдыков. Впрочем, на фотоснимках новая «Антика» получилась как всегда неповторима.
На финише, когда все волнения были позади, президент концерна Григорий Коваленко хорошо подметил: «Если на совете директоров «Интерконта» меня спросят, как я потратил выделенные миллионы, я отвечу... красиво!» Бьемся об заклад — он не соврет.
Результаты ралли
25—28 сентября: 1. Н. Больших — И. Больших (Москва, БМВ-М3) — 3:26.45; 2. В. Школьный — В. Кольчугин (Тольятти, ВАЗ-2108) — отставание — 12.12; 3. И. Коновалов — B. Рогов (Раменское, ВАЗ-2108) — 19.49; 4. А. Салюк — C. Томчани (Киев, ВАЗ-2108) — 21.26; 5. А. Давыдов — А. Кленов (Москва, «Москвич-2141») — 23.31; 6. А. Гуськов— А. Алексеев (Москва, ВАЗ-2108) — 24.18.
С. Никольский. Фото В. Князева
Источник: Журнал «АМС», №1, 1993