Спору нет, авторитет Юхи Канккунена, Карлоса Сайнса, Дидье Ориоля, Мики Биазона 22 был и остается непоколебим.
Только ведь и вопрос о тройке призеров вот уже который год сводится к варианту из этих фамилий. Не кризис ли это жанра?
Вместе с тем, список фаворитов, облюбовавших «конвейерные» машины, пополняется с каждым годом. Конкуренция различных марок в стандартном исполнении все больше интересует болельщиков, а значит — потенциальных покупателей. То-то оживились дилеры, торгующие «лянчами», «тойотами», «мицубиси», «ниссанами», «субару» и «маздами» в регионах, где проходят этапы мирового первенства. Будучи спонсорами, скажем так, средней руки, они с удовольствием вкладывают деньги в разовую рекламу. Судя по всему, сегодня это выгоднее, нежели спонсировать большую программу чемпионата пусть даже главных претендентов на раллийную корону.
Пока машины несутся по трассе, отличить, к какой группе они относятся, не так просто. Пожалуй, наиболее заметный признак принадлежности к стандартной категории — наличие заднего сиденья в салоне. На котором, кстати, не смогут разместиться не то что три, а даже один пассажир — оно перегорожено дугами безопасности. В остальном же все скрыто под железной скорлупой. А разница очень большая.
Помнится, как-то на ралли «1000 озер» Владимир Туров, выступавший на стандартной «Лянче», потерял на тренировке крепление педали газа. Пришлось обратиться к механикам расположившейся поблизости команды «Мартини-Лянча». Те вроде и рады были помочь, но сразу сказали, что стандартных деталей у себя не держат. Можно себе представить, что там у них «наворочено» под капотом...
Перечислять запреты на доводку автомобиля, заявленного в категории N, очень долго. Проще вспомнить, что дозволено. Обязательно оборудование кузова стальным каркасом и плечевыми ремнями безопасности. По желанию может быть установлена автоматическая система пожаротушения. В остальном же, куда ни ткнись, кругом одни «нельзя». Трогать двигатель, трансмиссию, подвеску тормоза — ни-ни. Разве что колеса можешь использовать большего диаметра... На один дюйм.
Само собой разумеется, ездить на таких «недотрогах» надо аккуратно. Недаром большинство раллистов утверждают, что тут необходимо обладать особым даром.
— Когда жизнь вынудила меня пересесть за руль стандартного «Форда»,— говорит чемпион Среднего Востока Мохаммед бен Силайем,— я понял, что придется расстаться с агрессивным стилем вождения, к которому привык, выступая в группе А. Размашистые заходы в повороты, торможение в последний момент просто губительны для неподготовленной машины. С другой стороны, кажется, здесь только и виден истинный профессионализм гонщика.
Кто бы сомневался. Достаточно сказать, что, например, главный соперник Мохамеда, нынешний чемпион мира бельгиец Грегуар де Мевиус на своем «Ниссане», помимо всего прочего, успешно лидирует в абсолютном зачете национального чемпионата страны, где большинство его конкурентов, заметьте, как раз выступают на специально подготовленных автомобилях. Мало того, если вспомнить прошедший сезон, самая яркая победа де Мевиуса была, как ни странно, на «Акрополи-се» — ралли, считающемся «убойным» не то что для группы N, но даже для вооруженных до зубов «тойот» и «лянч».
— Соискателей чемпионского титула в категории N становится все больше. Я имею в виду не только появление на трасте новых талантливых гонщиков,— говорит Грегуар,— захватывающая борьба идет главным образом среди марок. Причем такого бесспорного преимущества «Лянчи» и «Тойоты», как в группе А, нет в помине. «Мазда», «Суба-ру», «Ниссан», «Форд», «Мицубиси» — все имеют сравнительно равные шансы.
Чтобы отстоять свое звание, де Мевмусу в первую очередь придется соперничать и с сыном аргентинского президента Карлосом Менемом, и с горячим Мохаммедом бен Силайемом, и испанцем Фернандо Капдевилой, по итогам прошлого года занявшим второе место в группе. К слову, каждый из них в чемпионате-92 имеет минимум по одной победе. Вполне вероятно вмешательство в эту борьбу и других молодых дарований, какими некогда показались Алекс Фьорио и Томми Маккинен. Так что, как видите, литера N прочно сидит на «трубе», с которой другие, взобравшись, то и дело падают.
Источник: Журнал «АМС», №7, 1993