Забавно, но Франсуа Делекур, усаживаясь на старте ралли «Монте-Карло» в бело-голубой «Форд-Эскорт» с шестеркой на борту, сам, очевидно, не ведая о том, скрупулезно выполнил предписания магических манускриптов.
Черт возьми (чур меня, чур), но, может быть, этот не вольно исполненный оккультный обряд и помог французу развеять проклятие последней ночи, которое витало над ним уже три сезона.
— Я с ужасом вспоминаю ралли «Монте Карло» 1991 года. То был сущий кошмар, — говорил Делекур накануне старта нынешних состязаний. — Может быть, самый печальный эпизод в моей гоночной карьере. Я лидировал тогда, но на последнем спецучастке, за несколько километров до финиша, у машины сломалась подвеска.
В минувшем сезоне Франсуа возглавлял здесь гонку со второго по двадцатый допы. Однако на исходе все той же последней ночи ралли победу у него из-под носа украл Дидье Ориоль.
Кстати сказать, и в нынешнем году многие полагали, что судьба первого места решится в дуэли двух французов Отличные автомобили плюс отменное знание родных дорог, которые и Дидье, и Франсуа утюжили с первых своих шагов в споте, давали им несомненные преимущества перед остальными соперниками. Не зря ведь говорят, дома и стены помогают.
Впрочем, не знаю как насчет стен, а вот местные болельщики, те действительно в ралли подчас могут всерьез повлиять на результаты соревнований.
Похоже, французские автомобильные фанаты по темпераменту мало в чем уступают футбольным итальянским «тиффоэи» или шалым гостям с Туманного Альбиона. Их безобразное поведение в прошлом году даже заставило организаторов отказаться ныне от проведения ралли в выходные дни.
Однако, как выяснилось уже в дебюте, наиболее отчаянных фанов это обстоятельство ничуть не смутило. Они, похоже, пожаловали на трассу с явным намерением подсобить родным пилотам во что бы то ни стало.
На третьем спецучастке под названием Сен-Агрев после коварного спуска по сухой дороге, где у гонщиков появлялась возможность наконец-то вдавить педаль газа в пол, вдруг оказалось снежное пятно — дело рук горячих сторонников местных гонщиков.. На нем-то и поскользнулись сначала немец Армии Шварц, а потом шотландец Колин Мак-Рей, потерявшие здесь соответственно одиннадцать и сорок минут.
К слову, открывал этот спецучасток «нулевой» экипаж, где за рулем сидел пилот формулы I Эрик Кома. Он-то уж никак не мог пропустить такую опасную ловушку и непременно сообщил бы о ней гонщикам. Стало быть, снег выбросили на дорогу специально перед двумя главными конкурентами французов. Между прочим, к тому времени Шварц после двух побед на допах возглавлял ралли, а Мак-Рей шел вторым. Ах, какая могла бы получиться гонка, если бы не «подножка» фаворитам неистовых болельщиков!
А вскоре, на пятом спецучастке, разбилась и мечта Ориоля о четвертой победе в Монте-Карло.
— В километре от старта я вошел в правый поворот, но тут левое колесо попало на снег, и машину занесло влево, — комментировал свою неудачу Дидье, выбывший из борьбы.
Сход одного француза вывел в лидеры другого — Делекура. Конечно, и Сайнс, успешно объезжавший новую для себя «Субару», и чемпион мира Канккунен постоянно угрожали Франсуа, но все же самое тревожное было для него позади. Теперь он. имея преимущество, вполне мог успокоиться и подумать о том, как грамотнее выстроить стратегию гонки, чтобы избежать излишнего риска в ту грядущую роковую для него последнюю ночь.
Лидер, решив максимально обезопасить себя от всяких неожиданностей, даже ухитрялся до старта на спецучастках просматривать в убыстренном темпе «горячую» видеозапись прохождения допов открывающими экипажами — в их машинах были установлены камеры.
В течение двух заключительных дней ралли главной трудностью для пилотов оказался выбор покрышек. Длинные, в среднем по тридцать километров, спецучастки представляли настоящий винегрет разнообразных дорожных условий: снег, туман, гололед чередовались с сухим асфальтом. Что называется, «попасть в резину» было чрезвычайно трудно. А любая ошибка грозила в лучшем случае отбросить спортсмена назад в табели о рангах.
В этой игре в рулетку больше везло, пожалуй, Делекуру. Но и его, увы, однажды подвело чутье в подборе шин. Случилось это, как вы должно быть догадались, на заключительной части соревнований.
Огромная толпа болельщиков на холме Туриньи с нетерпением ожидала участников, вычисляя временные промежутки между машинами лидеров. И каждый раз встречала их восторженными криками. Лишь однажды автомобиль участника ралли промчался здесь при гробовом молчании зрителей. То была «Субару» Карлоса Сайнса, выигрывавшего здесь у Делекура целых тридцать секунд. Неужели проклятие последней ночи вновь настигает Франсуа?
У подножия холма лидер, изучив времена соперников, грустно проронил: «Кажется, я совершил глупость с этими покрышками». Относительная неудача в Туриньи подействовала на Делекура словно холодный душ. На оставшихся допах он не стал добиваться первых мест, а удовлетворился задачей удержать общую победу. И только после финиша заключительного допа. скрупулезно изучив результаты главных конкурентов, Франсуа позволил себе улыбнуться и пригубить шампанского из пластмассового стаканчика, который любезно протянул ему в окно кто-то из «фордовской» обслуги. Очевидно, порядком испереживавшийся штурман победителя Граталу приложился к горлышку бутылки. Проклятие последней ночи было снято.
Источник: Журнал «АМС», №4, 1994