Таков ландшафт ралли-рейда "Фараоны". В нынешнем году его маршрут был изменен. Дистанция в 3320 километров традиционно большей частью захватывала Египет — от старта в Александрии, затем пустыни на западе страны, пересечение Нила в районе Долины Царей, побережье Красного моря. Ныне перед возвращением в Каир к подножию знаменитых пирамид Гизы "частники впервые попадали в Израиль — на Синайский полуостров и Негев к бивуаку Эйлат возле залива Акаба.
Рейд "Фараоны" менее опасное приключение, чем Париж — Дакар. И дистанция скромнее, и этапы порой очень короткие. Наверное поэтому соревнования по Египту собирают не столь значительное количество спортсменов, большинство из которых проверяют здесь свою готовность к главному событию сезона — путешествию к Дакару. Тем не менее в Каир ныне прибыли 40 мотоциклистов на машинах восьми ведущих марок и 29 автомобилистов. Все они представляли 15 стран трех континентов. Среди них впервые стартовал,и сразу четверо российских спортсменов, — москвич Александр Нифонтов, побывавший в Африке в прошлом году, Сергей Поваров из Подмосковья, который переквалифицировался из механика в гонщка, сели на мотоцикл "Каджива", а также московский экипаж Евгений Васин и Евгений Калачев уняли места в салоне "Мицубиси-Пажеро".
Чтобы избежать козней пустынь, где заблудиться очень легко, все машины участников были снабжены навигационными приборами. Первый из них работает от спутниковой связи и показывает местонахождение гонщика в данный момент с точностью до 10 метров, дальнейшее направление до следующего ориентира и расстояние до него, а также, если требуется, нужную скорость. Второй представляет собой электромеханический прибор, который прокручивает руллон с записью дорожной карты. И наконец электронный счетчик пройденного пути Можно еще пользоваться компасом, но он не пригоден для мотоциклистов — поспевай только замечать показания трех основных приборов.
И вот первый этап — и первая сенсация! Сергей Поваров быстрее всех промчался 227 километров по сложнейшему участку с гигантскими дюна ми, показав среднюю скорость свыше 106 км/ч и опередив на 38 секунд опытного марафонца в прошлом трехкратного чемпиона мира по мотокроссу австрийца Хайнца Канигаднера (КТМ). А третий тоже наш — Александр Нифонтов! Понимая, что столь резвое начали далеко не верный ключ к окончательному успеху, менеджер российской команды Леонид Майоров вынужден был внести коррективы в тактику борьбы: впереди, мол, еще 12 этапов, 3000 километров пути, главное — правильно рассчитать свои силы. Но даже снизив темп, Поваров и Нифонтов неизменно финишировали в первой шестёрке, а затем еще дважды их фамилии значились в двух первых строках турнирной таблиць сначала верхнюю занимал Александр, а через день — Сергей. Правда отставание грозных соперников по меркам марафонов было незначительным: Канигаднер проигрывал 9 минут 8 секунд, а француз Мишель Антони ("Каджива") — на четыре минуты больше.
Тем временем у россиян начались проблемы. Заболела рука у Нифонтова — видимо, падение и беспрерывная тряска, прыжки на скорости далеко за 100 км/ч разбередили старую травму. Нужны были покой и тепло. А в рейдах это невозможно. Днем, правда, жара под сорок, но ночью в палатке на бивуаке холод страшный, а с рассветом — снова в путь. Из-за проклятых камней, скрывающихся под песком, падали все Но одно такое приземление закончилось тем, что Поваров сильно ушиб запястье, ладонь распухла. Пришлось Майорову внести новую безрадостную корректировку: с такими травмами соревнования не выиграть, лишь бы доехать и попытаться занять достойные места.
Однако неприятности на этом не закончились. Шестой этап Айн Сукхна возле Нила — Эйлат, протяженностью в 157 километров, был по навигации одним из самых простых. Правда организаторы предупредили, что одно место на скоростном участке очень опасно, и пометили его в дорожной карте тремя восклицательными знаками. Кинигаднер стартовал уже лидером гонки, и вот его короткий рассказ о случившемся: "Впереди меня ехал испанец Хорди Аркаронс, и я видел, что перед этим коварным местом он резко снизил скорость, но поехал прямо. Я решил не рисковать и принял вправо, чтобы объехать, как полагал, скрытые в песках камни. Дальше увидел ловушку — глубокий скалистый обрыв. Видимо, русский мотоциклист Поваров поверил следу испанца и не придал значения опасности".
От себя добавим другую версию.
Сергей, возможно, из-за боли в руке не включил навигационный прибор и не знал, что на огромной скорости под летает к трем восклицательным знакам на дорожной карте. Запрыгавший на камнях мотоцикл выбросил Поварова из седла, и наш гонщик упал в скалистую ловушку. Ехавший следом Ни-фомгов обнаружил Сергея без сознанияиз колена сильно текла кровь. Саша и подоспевшие зарубежные спортсмены включили аварийный маяк, наложили на ногу Поварова жгут.
Нифонтов, убежденный, что сопровождавшие караван участников лёгкие самолеты и моторные дельтапланы заметили знак бедствия, остался ждать помощи врачей. Действительно, они прибыли черэз полчаса на вертолете. Сергей тут же был достав лен в Каир, где ему сразу сделали операцию раздробленного колена. А затем переправили в Париж к квалифицированным хирургам для повторной операции. Кстати, Таис-спорт немедля подтвердила оплату лечения в размере около 20 тысяч долларов.
На этом ралли "Фараоны" для Поварова, естественно. было закончено. А Нифонтов помогая товарищу потерял около часа. В тот же день давался старт седьмого этапа уже на территории Израиля. Начались страшные пылевые бури, неожиданно перешедшие в проливные дожди. Путь по меркам ралли "Фараоны" был на этот раз немалый — 170 километров. Проходил он по руслам рек и притоков, которые в любую минуту грозили превратиться в непроходимые препятствия. То ли желание сократить путь и избежать неприятностей, то ли иная причина, но Александр в одном из русел выбрал ложное направление. Проехав 60 километров, попал на каменистое плато и увидел низу финишный бивуак, спуститься же к нему было невозможно — глубокий, почти отвесный обрыв. Пришлось возвращаться. В итоге — еще пять часов опоздания.
У автомобилистов такой интересной интриги не было по той простой причине, что в Египет не прибыли главные действующие лица марафонов и извечные соперники — команды "Ситроен" и "Мицубиси". Поэтому основными претендентами на победу, как считалось, станут двое баггистов из Франции — Жак Луи Шлессер и Сириль Нево. Первый подтвердил свой класс, а второму не повезло на последних этапах, и он не попал в тройку призеров. Достойно держался до середины гонке наш экипаж Е. Васин—Е. Каттатев — восьмое место. Но, ох. этот седьмой этап! Заблудился на нем Нифонтов, роковым он оказался и для двух Евгениев Они перевернулись, к тому же машины сломалась полуось Неисправность не ахти какая. Грузовик-чистильщик, который замыкает гонку должен как они полагали, отбуксировать их на финишный бивуак — там ремонт и снова в путь Действительно, в сумерках грузовик проехал почте рядом, но ни аварийного маяка, ни ракет, ни дымовых шашек наших спортсменов не заметил. А ночью в бивуаке не досчитались еще и трех израильских мотоциклистов.
На следующее утро египетские организаторы ралли начали поиски. Васин и Калачев несколько раз видели кружившие вдалеке вертолеты и самолёты, снова стреляли из ракетницы, зажигали шашки, но из-за сильного ветра дым цвета скал не поднимался вверх, а стелился по земле. Летчики их тоже не заметили. Получив неутешительный результат, Леонид Майоров на джипе отправился в предполаемый район, где могли находиться наши гонщики, но далеко не уехал — местность стала непроходима и для вездехода.
С началом вторых суток к поискам подключился отряд израильских командос, специализирующийся на обнаружении разбившихся в пустыне летчиков. Первое что они спросили у Майорова, было. "А Вы наших израильтян не видели?" Впрочем, и отряд командос успехов не добился. Их соотечественники объявились сами. Одного подобрали бедуины, он переночевал в их деревне, а затем по совету хозяев нашел дорогу, где ходят автобусы, и добрался до Суэца Туда же вскоре на мотоцикле прибыли и двое других израильтян.
Положение Васина и Калачева оказалось куда сложнее. У них не было еды, а запас воды — минимальный. Каким-то образом они поставили машину на колёса, и направились к месту старта этапа, но далеко не уехали. Тогда решили (а уже шли третьи сутки) идти ночью пешком при свете фонаря и помощью навигационного прибора. Даже в таких экстремальных условия они не запаниковали и не совершили ни одной ошибки. Через 30-40 километров набрели на воинскую часть и на попутных машинах к исходу четвертого дня приехали к монастырю Святой Екатерины, где в бивауке отдыхали все участники ралли после очередного этапа. Ну и вид был у них! Настоящие душманы — обросшие, осунувшиеся, с воспаленными глазами. Сказали, что во время своего путешествия вспомнили до мельчайших подробностей фильм "Белое солнце пустыни" и незабвенного товарища Сухова, поскольку часто слышали стрельбу.
На этот раз все кончилось благополучно. "Фараоны", изрядно потрепав нервы многим участникам, исключив из борьбы в своих ловушках семь автомобилистов и 18 мотоциклистов, почти всех здоровыми отправили по домам, где они продолжат подготовку к еще более серьезному испытанию — рейду Париж—Дакар.
Источник: Журнал «АМС», №12, 1994