Даже дороги, по которым проходит ралли "Сан-Ремо", кажется, помнят топот копыт конницы французского короля Франциска I и могучую поступь пехоты его непримиримого врага — Карла V.
Ныне им, по иронии судьбы, вновь суждено было стать тем ристалищем, где в споре французского шевалье и испанского идальго решалась судьба мировой короны — раллийной.
Сам Канккунен виду не подавал, что недоволен неожиданной для четырехкратного чемпиона мира ролью тест-пилота. Зато вместе с Франсуа Деле куром Томми Мякиненом и Колином Мак-Реем не упустил возможности посетовать на неудачный стартовый номер. Дело в том, что первые два дня гонка проходила по грунтовым дорогам, хотя й имеющим твердую основу, но изрядно засыпанную щебнем. Понятно, что разгребать его выпадало на долю тех, кто стартовал, как Канккунен, в числе первых. Тяжелее всех пришлось Делекуру под номером "один":
— Я даже не помышлял о том, чтобы следовать оптимальной траектории, — сокрушался водитель "Форда". — Главное было не соскользнуть на обочину, еще более опасную. Поэтому я старался держаться середины дороги и не попадал в привычный мне ритм езды. Получалось очень медленно.
А вот Сайнс, ушедший на трассу десятым, сполна воспользовался преимуществом относительно чистой дороги. Горячий кастилец буквально ошеломил всех в первый день состязаний, выиграв восемь допов из восьми! Его преимущество над "Фордом", нет не Де-лекура или Мики Биазона, а Уилсона превысило одну минуту. Третьим на финише первого этапа был бельгиец Бруно Тири также на "Форде".
Конечно, Сайнс — великий чемпион. Уилсон — хороший гонщик. Тир* — многообещающий раллист. Но где же победитель Тысячи озер" Мякинен, Канккунен, МакРей, Биазон? Я неслучайно расположил фамилии в этом порядке. Так. следом за Делекуром. они уходили на трассу, где известным пилотам пришлось переквалифицироваться в дорожных рабочих.
Что касается Канккунена, то его к тому же преследовали и многочисленные проколы шин. Видно, новая "Селика" оказалась более привередливой к покрышкам. В итоге — лишь 11-е место.
Но даже не эта неудача Юхи послужила поводом для траурного настроения в стане "Тойоты". Ориоль, великая надежда Ан-лерссона. был лишь четвертым, проигрывая Сайнсу целую вечность — две минуты 11 секунд!
— Уже на первом допе я осознал, что меня ждет в этот день катастрофа, — говорил Дидье. — Моя "Тойота" отказывалась слушаться. Я не пилотировал машину, а просто старался удержать ее на дороге.
— Я не представляю, как смогу теперь настичь Сайнса, — грустно проронил после финиша Ориоль.
И в этих словах отчаяния было гораздо меньше, чем трезвой оценки ситуации. Ведь во второй день участников ждали в основном короткие гравийные спецучастки. где много отыграть у равного соперника почти невозможно.
Так, вероятно, полагал и Сайнс. Нестись очертя голову ради побед на отдельных допах при его солидном отрыве было бы верхом неблагоразумия. И Карлос, похоже, сознательно укротил свою прыть. Тем более, что после регруппинга теперь уже ему предстояло поработать бульдозером на усыпанных щебнем дорогах.
И план, лишенный риска, поначалу удавался испанцу. Даже десять секунд, проигранные Ориолю на третьем, самом длинном допе дня. скорее должны были заставить приуныть Дидье, чем обеспокоить Сайнса. Кстати, этот спецучасток. одиннадцатый по счету, стал местом крушения надежд сразу двух гонщиков, претендовавших на призовые места. С начала Делекур, неплохо начавший день, сошел из-за того, что у его "Форда" порвался приводной ремень водяного насоса и на перегретом двигателе пробило прокладку под головкой блока. А затем Тири врезался в стоявший на обочине делекуровский "Эскорт" и потерял на этом 50 секунд.
Сайнса же главная неприятность второго дня гонки поджидала на следующем спецуча-стке. Причиной ее стал все тот же злополучный гравий. "Субару" Карлоса соскользнула с дороги, вылетела на обочину и развернулась. Так на самом коротком семикилометровом допе испанец уступил Ориолю 16 секунд.
Что называется, курочка — по зернышку: не выиграв ни одного спецучастка, во второй день француз сократил свое отставание от Сайнса до минуты 13 секунд.
По лицу Ориоля никогда нельзя сказать, что творится у него на душе. Все эмоции скрывает обаятельная улыбка. Однако утром третьего, заключительного дня заметно было, насколько нелегко дается даже столь ис-куссному актеру деланная веселость. Простудившийся накануне старта и измученный высокой температурой Дидье выглядел разбитым. А программа ралли, между тем, не давала французу, как говорится, вкатиться в гонку.
Длинный сорокакилометровый спуск с высоты в 1600 метров по узкой, извилистой асфальтовом ленте. Самый большой спецучасток, на котором многое может решиться, организаторы приготовили участникам в дебюте третьего этапа.
В это трудно было поверить, но промежуточный результат на 16-километровой отметке показывал, что Ориоль "везет" Сайнсу 11 секунд. Карлос финиширует весь в поту. Его время — 28 минут 49 секунд. Следом — "Тойота" Ориоля. Автомобиль въезжает на весы. Оселли отдает контрольную карту судьям. Пилот тяжело присаживается на обочину. "Воды, дайте воды", — только и произносит Дидье. Но никто не откликается на его просьбу.
Уже через несколько минут в зоне технического обслуживания француз признается:
— Я был на грани обморока, и мне понадобилась четверть часа, чтобы прийти в себя. Проклятая простуда. К ней, увы, добавилась и боль в желудке.
Только 13 секунд отыграл здесь Ориоль, однако именно после этого спецучастка, по словам самого Дидье, он осознал, что сможет быть впереди испанца: "Я шел сразу за Карлосом, видел следы "Субару" и по траектории движения понял, что Сайнс едет медленнее, чем может".
Не будем забывать, что последний этап полностью проходил по асфальту, а француза не зря называют специалистом по твердому покрытию.
На следующем спецучастке Ориоль впервые выигрывает и приближается к лидеру еще на 15 секунд. На десяти километрах — это много. Объяснение простое: у "Субару" Сайнса барахлит топливный насос. Поменять его Карлос смог лишь после еще двух допов. Тем временем разрыв сократился до 38 секунд.
Насос заменен, но теперь у "Импрезы" проблемы с новой коробкой передач, которая не подходила к извилистой асфальтовой трассе. Предпоследний доп — Ориоль лидер! И наконец победная точка — первое время на СУ 26.
— Это, наверное, была не самая моя красивая победа, — скажет потом француз. — Но, несомненно, одна из наиболее тяжелых.
Добавим, и, может быть, самая ценная за всю карьеру Дидье. Ведь перед последним этапом в Англии его превосходство над Сайнсом измеряется теперь 11 очками. А это много. Если к тому же учесть, что за весь нынешний сезон в тех гонках, где финишировали оба претендента на высший титул, испанцу ни разу не удавалось быть впереди француза.
Источник: Журнал «АМС», №12, 1994