— Это не беда, что наш спонсор «Ротманс» уходит из ралли-рейдов в формулу 1,— забавлял компанию отпрыск одного из самых богатых семейств Персидского залива.— Я последую за ним в «Вильямс-Рено», чтобы сесть за руль их ... грузовика.
Впрочем, отчего же не повеселиться Саееду, если к тому времени он полагал, что первое место в «Ралли фараонов» было у него в кармане. Захватив лидерство после седьмого этапа Ассуан-Хургада, он опережал два оставшихся в строю «Ситроена» Тимо Салонена и Пьера Лартига соответственно на 3 часа 9 минут и 4 часа 36 минут. А впереди — только чуть больше 550 км дистанции.
Сохранить столь гигантский отрыв можно было, наверное, даже, если бы аль Хайри сидел не в кресле 400-сильного «Пажеро», а болтался бы между горбами неторопливого верблюда. Тем более что и это средство передвижения вполне знакомо улыбчивому арабу.
Однако в свое время на совершеннолетие аль Хайри-старший подарил сыну не традиционного голенастого дромадера. Папаша не поскупился на автомобиль (и не один), нанял механиков и запустил 18-летнего паренька в круговерть местных ралли. Рвение юного катарца заметили японцы из «Ниссана» и пригласили его в качестве фирменного гонщика для участия в чемпионате Среднего Востока. Потом были старты в этапах мирового и европейского первенств на «Опеле» и «Порше», «Ауди» и «Лянче».
Но и среди буйной растительности Новой Зеландии, и на живописных дорогах Эллады, и в ухоженной Британии Саеед тосковал по бескрайним пескам.
— Я люблю пустыню, как европейцы любят лес или снег,— говорит катарец.— Я знаю ее, это мой родной дом. Я и водить автомобиль учился по песку. Как никто другой из моих коллег-гонщиков знаю, где в пустыне надо притормозить, а где можно держать полный газ.
Словом, ралли-рейды оказались будто специально созданы для этого арабского парня. И дебютируя в составе «Мицубиси», он сразу выиграл «Тунис-93». Здесь, в Египте, Саеед, словно хитрый, умудренный опытом охотник, чувствующий то, что не дано другим, выслеживал свою добычу — победу.
— Я прекрасно понимал, что в таком трудном и длинном соревновании выигрывает не тот, кто несется сломя голову, а тот, кто сумеет избежать большего числа ловушек, на которые так щедра пустыня,— откровенничал аль Хайри.
Он не выиграл ни одного спецучастка «Фараонов-93», довольствуясь вторыми, третьими местами. Кстати, в лидеры катарец вышел после этапа, на котором оказался вообще четвертым. И что с того, что там, в Хургаде впереди него были и Лартиг, и Салонен. Ведь одного несколькими днями раньше до финиша этапа в Фарафре тащил на веревке Амброзино, а другой на том же спецучастке простоял два часа, ожидая пока техничка подвезет ему запасное колесо.
Эти двое — не в счет. Другое дело — третий из команды «ситроенов» — Юбер Ориоль. Но он-то как раз и не сумел добраться из-за технических неполадок до финиша этапа.
Последним из своры «красных гончих псов» прекратил преследование Ален Амброзино, перевернувшийся на восьмом этапе после столкновения с огромным валуном. Дорога к подиуму победителя в Каире для аль Хайри была открыта.
На предпоследнем участке Саеед ехал очень осторожно, намного медленнее, чем мог бы в другой ситуации. А на среднюю по величине дюну вообще взбирался крадучись. Увы, предосторожность была тщетной. Противоположный склон оказался почти отвесным, и «Пажеро»», словно в замедленной съемке, перевернулся и лег на крышу. Автомобиль оказался невредимым, да и гонщики просто повисли в кабине на ремнях вверх головами.
С тремя часами преимущества это происшествие могло оказаться просто легким недоразумением. Но на беду, когда Саеед отстегнул ремни, он неловко вывалился из машины и, упав навзничь, ушиб спину. Что ж, видно, и к своим сыновьям пустыня бывает безжалостна.
Вскоре на месте аварии оказался врач «Мицубиси» Бруно Жоффрво Осмотрев пострадавшего, который вовсю отбивался от назойливых услуг эскулапа, Бруно, очевидно, от греха подальше решил перестраховаться и отправил Саееда в госпиталь на вертолете с подозрением на травму позвоночника. Между тем сам аль Хайри настаивал на том, что готов продолжать гонку.
Как выяснилось после рентгена, гонщик оказался прав, но первым из автомобилистов к подножию седых пирамид под традиционное гудение сервисных грузовиков прикатил Тимо Салонен.
Сквозь толпу зевак, журналистов и механиков к машине финна протиснулась весьма импозантная дама с явным намерением попозировать рядом с триумфатором.
— Это вы победитель? — не смущаясь обратилась она к... спортивному директору «Ситроена» Фрекелену.
— Нет, выиграл вот этот парень,— хлопнул Ги по плечу белокурого Тимо.
Вряд ли стоит удивляться, что малоискушенная в спорте местная болельщица не знала в лицо Салонена. Его фотоснимками не пестрели страницы газет. Почти всю дистанцию «Ралли фараонов» он держался в тени, а египетская пресса с пристрастием следила за арабской надеждой — аль Хайри.
Впрочем, и прежде 42-летний чемпион мира по ралли 1985 года не блистал на трассах ралли-рейдов. До «Фараонов» он выиграл лишь два спецучастка — один во время «Парижа — Пекина», другой — на испанской части «Атласа». Так что первая победа в Африке пришла к нему только в Египте. Впрочем, точнее сказать не пришла, а упала с неба, после дурацкого происшествия с аль Хайри.
Но победа есть победа Тем более, что этот успех принес «Ситроену» досрочно, за один этап до конца розыгрыша первого Кубка мира по ралли-рейдам, звание чемпиона среди марок и два первых места в личном зачете.
Все же, несмотря на этот, казалось бы, впечатляющий результат (а кроме «Фараонов», «ситроены» первенствовали также в испанской и португальской «бахах»), Фрекелен, похоже, не склонен преувеличивать достоинства нового «ZX-ралли-рейд-эволюсьон», появившегося в мае 1993 года.
— Главная проблема — надежность,— говорит Ги.— Пять сломанных трансмиссий за сезон — это многовато. Добавлю, что после перехода на 18-дюймовые колеса настоящим бичом для нас стали проколы покрышек. Причем обычно выходят из строя задние шины. Может быть, причина в том, что машина стала более скоростная, ударные нагрузки на колеса возросли, а двигатель у «Ситроена» расположен как раз сзади. В любом случае машина еще очень молода. Мы лишь в начале пути.
Вот только будет ли у «Ситроена» впереди эта дорога? Во всяком случае патрон Фрекелена директор «Пежо-Тальбо-Спорт» Мишель Шрайбер считает, что теперь надо хорошенько взвесить, сколько компания вкладывает в ралли-рейды и какую отдачу в итоге получает.
Источник: Журнал «АМС», №2, 1994