Но к главным недостаткам «летающего финна» обязательно отнесут его нелюбовь к «асфальтовым» ралли. И тут не поспоришь, Юха действительно чувствует себя по-настоящему в своей тарелке только на гравийных или грунтовых спец-участках. Впрочем, он и сам не скрывает этого: «Я не специалист асфальта»,— не устает признаваться Канккунен.
Больше того, команды, за которые выступает финн, в последнее время строят стратегию своего участия в чемпионате мира, во многом исходя из этой особенности таланта лидера «конюшни». Поэтому не стоит удивляться, что среди участников ралли «Сан-Ремо» лидера первенства — Канккунена, как впрочем и всей команды «Тойота», не оказалось. Ведь его организаторы заранее объявили, что впервые с 1978 года этот этап мирового чемпионата будет целиком асфальтовым.
Такой расклад на финише сезона давал главному преследователю Юхи, французу Франсуа Делекуру на «Форде» отличный шанс вплотную приблизиться к лидеру. В случае победы Делекура разрыв между ними сокращался бы до девяти очков, а впереди оставались еще две очные встречи — в Испании и Англии.
Признаться, счастливый для Франсуа исход гонки в Италии можно было прогнозировать с изрядной долей достоверности. Вместе с «Тойотой» от поездки на Апеннинский полуостров отказалась заводская команда «Субару». Стало быть, единственным серьезным соперником мог бы считаться лишь Карлос Сайнс на «Лянче». Именно «мог бы». При условии, если бы дело происходило год назад. Ныне, лишенная фирменной поддержки, его команда «Джолли клаб» оказалась не в состоянии предоставить «матадору» автомобиль, способный на равных соперничать с «фордами».
Похоже, не сомневался в своей победе и сам Делекур. Он столь агрессивно начал гонку сквозь дождь и туман, что казалось, хотел сразу дать понять соперникам: «Ребята, посторонитесь, у меня дела поважнее ваших». Первые пять спецучастков — пять побед! Ближайший преследователь — Льятти на «Субару» — отставал от него уже в дебюте на 59 секунд, а товарищ Франсуа по команде — Мики Биазон — на минуту семь секунд.
Но каждый знает, как тонка грань между уверенностью и самоуверенностью. Ее-то, увы, и не почувствовал Делекур. На седьмом спецучастке, пробиваясь к очередной победе сквозь тучу, присевшую отдохнуть на горной дороге, Франсуа не удержал свой «Форд», который опрокинулся по крутому склону вниз.
— Мы слишком рьяно старались в тумане,— грустно проронил потом напарник Делекура Граталу.
Тот злополучный для француза доп выиграл Биа-зон, но радость его была недолгой. Победа Мики досталась дорогой ценой. По дороге из мотора его «Форда» вылилась вода, и перегретый двигатель, как говорится, «повело».
Как-то в пору своих победоносных походов Наполеон изрек фразу, ставшую крылатой: «Войну выигрывают булочники и парикмахеры». Император намекал на то, что кадровые части гибнут в самом начале боев, а им на смену приходят резервисты, которые и несут на своих плечах основное бремя войны.
После того как поле сражений ралли «Сан-Ремо» покинули два «гвардейца» единственной заводской команды, судьба победы, как и заметил некогда Наполеон, оказалась в руках «булочников и парикмахеров» — то бишь гонщиков, представлявших частные «конюшни». Наиболее искусными проявили себя Карлос Сайнс, Джанкарло Кунико и Пьеро Льятти. Впрочем, последний оставался среди лидеров недолго. В конце первого дня он сначала проколол шину, а затем задержался из-за неисправности подвески.
Сырая, туманная погода сделала едва ли не самым главным фактором в споре Сайнса и Кунико выбор резины. Тем более что испанец располагал шинами «Мишлен», а итальянец — «Пирелли». И тут выяснилось, что на влажной дороге шины «Пирелли», точнее модель «Р76-слик», специально спроектированная для «Сан-Ремо», имеет неоспоримые преимущества. Любопытно, что новую разработку доставили на этап действительно с пылу с жару. Даже представитель фирмы признался, что они не были до конца уверены в полной пригодности новинки, а потому, дескать, привезли только 200 штук, чего якобы недостаточно даже для двух машин.
Как бы то ни было, но то ли в силу превосходства в покрышках, то ли просто потому, что сегодня «Лянча», как говорится, не тянет даже в споре с незаводским «Фордом», но победу в Италии праздновал Кунико.
Интересно, что успех этот не добавил фирме очков в зачете марок, так как Джанкарло не был специально заявлен «Фордом». Хотя едва ли это обстоятельство огорчило руководство команды, ведь вопрос о сильнейшей «конюшне» чемпионата был решен уже на предыдущем этапе в Австралии, где чествовали «Тойоту». Зато судьба личного титула, даже несмотря на неудачу Делекура в Италии, все еще была неопределенна.
В Испании, где вновь встретились в очном споре Юха и Франсуа, Канккунену достаточно было финишировать третьим, и тогда, даже в случае победы Делекура, он становился обладателем четвертой короны чемпиона. Этот нехитрый арифметический расчет, плюс то обстоятельство, что ралли «Каталунья» — также чисто асфальтовое, и продиктовали сюжет гонки. В противники Делекуру «Тойота» отрядила «шевалье асфальта» — Дидье Ориоля. «Форд» же, в свою очередь, озаботил Биазона задачей вытеснить из призовой тройки Канккунена. Эти-то две дуэли и держали в напряжении болельщиков от первого до последнего допа. Франсуа лидировал всю гонку, но Ориоль не давал ему ни на секунду расслабиться. Судите сами, гонщик «Форда» выиграл 14 спецучастков, «Тойоты» — 11.
Более запутанной получилась интрига в поединке Канккунен — Биазон. В первый день и в начале второго Мики постоянно наращивал отрыв. Казалось, после прокола шины у «Тойоты» Юхи на СУ-14, где он потерял 27 секунд, его надеждам на коронацию в Испании не суждено оправдаться. Но незадолго до финиша второго дня разочарование постигло уже Биазона. Закапризничал турбонаддув его «Форда», и Канккунен сразу же воспользовался этой заминкой, ворвавшись на третью позицию, чтобы уже до конца не уступить ее.
— Это была наивысшая точка в сезоне, который стал самым волнующим в моей карьере. Мне даже показалось, что я никогда так уверенно не чувствовал себя на асфальте,— откровенничал чемпион.
Не менее счастлив был и руководитель команды «Тойота» Уве Андерссон, еще в 1983 году пригласивший к себе молодого Юху: «Канккунен — исключительный талант. Я особенно рад, что после всех титулов, завоеванных в других командах, он наконец стал чемпионом в «Тойоте» — команде, где он когда-то начинал».
Понятна радость хозяина команды, которая впервые в своей истории добилась «дубля», выиграв командный и личный чемпионаты мира. Однако было одно обстоятельство, которое, думаю, несколько омрачало торжества в стане «Тойоты». Пять раз в сезоне сходились лицом к лицу Канккунен и Делекур. Трижды выигрывал француз, однако чемпион — финн. Семь раз в очном споре встречались «Тойота» и «Форд». Четырежды соперников побеждал «Форд», но чемпион — ««Тойота». Единственной возможностью сравнять счет в этом принципиальном поединке оставалось «RAC-ралли». Согласитесь, неплохой стимул к успеху, который в сочетании с раскрепощенностью человека, сделавшего главное дело, придавал Юхе столь необходимый спортсмену кураж. Тем более, капризная британская погода преподнесла финну подарок — обильные снегопады и обледенелые лесные дороги. Видно, чтобы новоиспеченный чемпион чувствовал себя как дома.
Очевидно, по части настроя в последней гонке сезона с Канккуненом не могли спорить ни Ориоль, ни Делекур, для которых чемпионат фактически закончился в Испании. Биазон, тот вообще не приехал в Англию. Другое дело — британские гонщики, для которых победа в «RAC-ралли», безотносительно к турнирному положению в чемпионате, всегда остается заветной вершиной. Тем более что последним из местных пилотов ее достиг Роджер Кларк аж в 1976 году.
Наиболее реальными выглядели, конечно, шансы Колина Мак-Рея, победителя «Новой 3еландии-93» и великого неудачника «RAC-ралли» 1991 и 1992 годов. Оба раза честолюбивый шотландец лидировал в состязаниях, но так и не смог сохранить свое преимущество. Похоже, воспоминания об этих неудачах несколько сковывали Колина в дебюте гонки. Во всяком случае на исходе первого дня он был лишь четвертым, пропустив вперед не только Канккунена, но и двух гонщиков «Мицубиси» — Армина Шварца и Кеннета Эрикссона. Однако как только Мак-Рей почувствовал под колесами своей «Субару-Импреза» землю родной Шотландии, он преобразился. Колин начал творить настоящие чудеса на покрытых льдом проселках, выигрывая один спецучасток за другим, и сумел-таки выйти в лидеры.
Воодушевленный успехами Колина и воспользовавшись неудачами Эрикссона, которого замучили проколы шин, и Шварца, вылетевшего с трассы, на третью позицию пробрался другой местный пилот — Уилсон.
Судя по всему, дело шло к невиданному доселе британскому триумфу. Похоже, даже Канкунен смирился с неизбежностью уступить победу Мак-Рею. Он заявил, что вряд ли сможет здесь сопротивляться напору Колина. И благоприятный для хозяина трассы исход был бы, наверное, наиболее справедливым. Но судьба, видно, еще раз решила проверить молодого гонщика на стойкость. Коварный камень, пробивший радиатор «Чубару», вновь лишил Мак-Рея всех надежд на успех.
— А ведь я как никогда верил в свою победу,— проронил со слезами на глазах Колин.
Любопытно, что похожее несчастье едва не постигло и Канккунена, когда на СУ-33 он напоролся на торчащий посреди дороги пень. «Тойота» от удара даже вылетела с трассы, но при этом осталась невредимой.
— Видимо, третьим в экипаже с Юхой едет сам Бог,— не сумев скрыть досады, говорил после финиша Кеннет Эрикссон, занявший второе место.
Интересно, сколько же раз надо выиграть чемпионат мира, чтобы окружающие перестали считать тебя просто везунчиком? Пять? Шесть?..
— Я не Ален Прост, сдавшийся после четырех высших титулов. Я буду продолжать. Ведь мне еще надо доказать, что умею ездить по асфальту,— улыбаясь говорит 34-летний финн, лишенный способности обижаться на своих незадачливых критиков.
Источник: Журнал «АМС», №2, 1994