Сами посудите — 42-е «Сафари» прошло нынешней весной под броским лозунгом «Величайшее ралли мира». При том что протяженность маршрута выдалась самой короткой (не считая «коронационного» состязания в 1953 году), вместо традиционных пяти дней ралли длилось лишь четыре, а всю дистанцию гонщики впервые преодолевали в светлое время суток (в этот сезон года солнце заходит в Кении в 18.30). Под стать трассе выдался и состав участников: на старт в Найроби выкатилось — старожилы не упомнят столь ничтожной цифры — 43 экипажа. Но самое ужасное — из этой кучки лишь семь автомобилей были представлены заводскими командами!
Безвозвратно канули в Лету времена, когда за руку и сердце «черной раллийной королевы» боролись «пежо», «опели», «порше». Единственный в нынешнем чемпионате европейский завод — «Форд» — откровенно игнорирует «Сафари». Благодаря чему в последнее время кенийское ралли превратилось едва ли не в японское национальное автомобильное первенство. Но и большинство фирм Страны восходящего солнца даже памятуя о столь лакомом рекламном кусочке — 90% автопарка Кении составляют японские марки, — год от года становились все более редкими гостями на «Сафари». Ведь главный фаворит здесь — «Тойота», за последнее десятилетие побеждавшая шесть раз. Зачем же тратиться на дорогостоящую, но пустую поездку? Так, постепенно «Сафари» превратились в театр одного актера — «Тойоты» в котором другим «артистам» выход на авансцену заранее заказан.
Вот и на этот раз поучаствовать в кенийском ралли решились только «Мицубиси» с Кенджиро Шинозукой за рулем единственного «Лансера» да «Субару», предоставившая чемпиону Британии по ралли 24-летнему Ричарду Бернсу и аборигену Патрику Нджиру... серийные «импрезы».
Команда Уве Андерссона в пику конкурентам выставила целую армаду из четырех турбонаддувных «селик», «сдобрив» Канккунена и Ориоля — двух из четверки лучших раллистов сегодняшних дней — знатоком местных трасс, кенийцем Йаном Данканом и подающим надежды японцем Юсио Фуджимото.
Участие в ралли Ориоля и Фуджимото только подтверждало уверенность «Тойоты» в победе. Для японца старт в «Сафари» был лишь десятым этапом чемпионата мира в карьере. Француз же, считавшийся прежде всего специалистом по асфальту, никогда ранее не пробовал себя в африканской саванне. Впрочем, почти десять лет назад Юха Канккунен одержал свою первую кенийскую победу уже в дебюте.
Помня об этом, Дидье Ориоль с самого старта задал бешеный темп, выигрывая после первых пяти специальных отрезков три минуты у Канккунена и Данкана. Француз, похоже, сам удивленный столь резвым началом, недоуменно поводил плечами: «Где дорога была плохой, я шел медленно, где хорошей — быстро. Вся штука в том, чтобы вовремя уворачиваться от камней и ям».
Стоило Дидье лишь заикнуться о камнях, как на следующем участке он налетел прямо на них и с поврежденной подвеской откатился аж на десятое место.
То была лишь первая неприятность, свалившаяся на «Тойоту». И хотя 42-е «Сафари», в сущ. ости, так и осталось театром одного актера, но, благодаря разнообразным коллизиям вместо унылого и тусклого представления, какое развернулось на кенийской «сцене» в прошлом году, все увидели захватывающий спектакль с элементами драмы и комедии.
Любопытно, но драма для команды Уве Андерссона началась в День смеха, 1 апреля. Лидировавшая «Тойота» Канккунена сделала несколько «бочек» на участке дороги, обильно политой дождем. Юха и штурман Ники Грист с незначительными травмами головы на вертолете были переправлены в Найроби. Выбыл из борьбы и протеже «Тойоты»: Фуджимото разбил машину, «въехав» в дерево, к тому же его штурман, Хакару Ичино, довольно серьезно повредил спину. Еще в худшую передрягу мог попасть Ориоль, но Дидье все же посчастливилось разминуться с автобусом.
Но худа без добра не бывает. Из-за схода «летучего финна» впервые в своей жизни на лидирующей позиции этапа чемпионата мира закрепился строительный подрядчик и оператор бензоколонки Йан Данкан. К концу второго дня кениец выигрывал у шедшего следом Шинозуки 16 минут. А за японцем было устремился... Ричард Бернс. «Новый Колин Мак-Рей», как уже сегодня называют англичанина, на серийной «Импрезе» обойдя почти все машины группы А, в том числе и турбонаддувные «селики», решительно занял третье место.
Кто знает, быть может, спортивный подвиг Ричарда стал бы еще более весомым, не произойди с его «Субару» очередная драма, едва не вылившаяся в трагедию.
Что-то случилось с тормозами, и за семь километров до финиша последнего участка второго дня ралли, Бернс врезался в толпу зевак у железнодорожного переезда.
Никто, к счастью, не пострадал. Инцидент, однако, не прошел бесследно для подвески «Импрезы», а одно из колес даже забилось под днище. На трех колесах англичанин доковылял-таки до финиша, но потерянные полчаса стоили Ричарду третьего места, куда переместился его одноклубник Патрик Нджиру.
Нетрудно представить обстановку, царившую в стане «Тойоты» первым апрельским вечером. Ралли не перевалило еще свой экватор, а два экипажа уже выбыли из борьбы, третий потерял шансы на победу. К счастью для японцев, провидение вдоволь поиздевавшись над фаворитами в День смеха, затем оставило их в покое.
Хотя и в субботу Данкан в прямом смысле столкнулся с очередной проблемой. Третий номер «Тойоты» врезался в антилопу импалу. Тем не менее кениец умудрился увеличить отрыв от Шинозуки до 25 минут.
Тогда же и Ориоль, два дня костеривший «Сафари» на все лады, оттеснив Нджиру и Бернса, пробрался на третье место. В таком порядке первая пятерка и финишировала в воскресенье.
«А, знаете, в этом ралли что-то есть, — неожиданно деловито заявил Дидье по окончании дистанции, — пожалуй, я вернусь сюда через год!»
Вот только будет ли куда возвращаться? Ведь у этого гоночного праздника, более сорока лет проходившего в пасхальные дни, достаточно шансов лишиться звания полноправного этапа чемпионата мира. Во всяком случае уже принято решение о том, что результаты следующего «Сафари» пойдут лишь в командный зачет. Что бы там ни насочиняли спортивные чиновники, ясно, пожалуй, лишь одно — придать кенийскому ралли былой престиж и популярность будет трудновато.
Впрочем, проблемы будущего мало интересовали по крайней мере одного человека — симпатичного и улыбчивого Йана Данкана.
«До последних минут я не смел даже поверить в победу! Но сейчас действительно счастлив!» Наконец, четырехкратный чемпион Кении по ралли, победитель мото- и ралли-кроссовых первенств страны добился настоящего успеха.
И как бы теперь ни сложилась судьба «Сафари», Йан войдет в историю одним из четверти сотни бесстрашных людей, которым покорялась «черная королева ралли».
Источник: Журнал «АМС», №6, 1994