И теперь, начиная подготовку второго марафона от Парижа до Пекина, Метж не преминул заметить, что новый путь будет связан с именем другого исторического персонажа. Не менее знаменитого, чем Марко Поло, но зато более кровожадного — монгольского вождя Чингисхана.
Имея в виду незаурядные способности француза облечь любое свое начинание в привлекательную упаковку, даже не возьмусь гадать, что первым пришло на ум Метжу — новая историческая ассоциация или желание провести участников по неизведанным тропам Монголии. Однако полное название марафона звучит теперь так: «Париж — Москва —Улан-Батор — Пекин».
Впрочем, может быть, освещая свое детище именем непобедимого «рыжего тигра», как прозвали современники императора монголов, Рене намекает, что спортсменов на трассе будут ждать скорее не приключения путешественников, а жестокие сражения. Ведь чего греха таить, заключительная часть первого «Пекина» действительно была больше похожа пусть на трудную, но все же экспедицию, чем на спортивные состязания, когда вопрос о победителях был решен задолго до торжественного въезда участников в столицу «Поднебесной империи». Даже один из фаворитов гонки француз Бруно Саби за две тысячи километров до Пекина заметил: «Еще недавно я был гонщиком, а сейчас стал обычным путешественником».
Что конкретно собирается предпринять для повышения уровня спортивного соперничества Метж, пока остается тайной. Доподлинно известно лишь то, что рейд станет более динамичным. Его дистанция сокращена примерно на полторы тысячи километров и составит около четырнадцати с половиной тысяч километров. Участники будут в пути не 27, как в 1992 году, а 22 дня. Старт назначен на 24 августа 1994 года, финиш — 18 сентября.
Как видно, начало марафона отнесено на неделю раньше по сравнению со сроком первого марафона. По мнению Метжа, это максимально возможная уступка участникам, жаловавшимся, что они не успевают как следует подготовиться после «Пекина» к «Париж — Дакару», который по традиции стартует в новогодние праздники. Сдвинуть проведение рейда на лето просто невозможно из-за таяния горных снегов, когда обычно пересохшие русла рек наполняются бурлящими водными потоками и превращаются в непреодолимые преграды.
Как известно, Чингисхан старался выбрать для походов своих безжалостных орд тот путь, на котором местное население смогло бы прокормить его ненасытную армию. Задача Метжа, везущего провиант в обозе, противоположная. Он собирается направить свое войско в неизведанные глухие уголки пустынь и степей, чтобы участники могли поплутать там вдоволь. При этом он высказывается резко против предварительного ознакомления с трассой. Но тут ему скорее всего придется пойти на уступки. Команды-фавориты, такие как «Ситроен», вкладывающие огромные средства в спортивную программу, явно не желают в угоду романтическим идеям Метжа рисковать миллионами, которые могут пойти прахом из-за нелепой ошибки в навигации. А то что у того же «Ситроена» достанет воли отстаивать свои интересы, фирма продемонстрировала в минувшем году, бойкотировав рейд «Тунис», где была запрещена разведка маршрута.
Без «Ситроена» же, со спортивной точки зрения, марафон превратится в весьма пресную затею. В этом случае практически вне конкуренции окажется команда «Мицубиси», которой в данной ситуации торговаться не приходится. Ведь фактическим организатором «Пекина» выступает именно японская «Мицубиси корпорейшн», создавшая для этого специальную структуру MCR, зарегистрированную во Франции. Возглавляют ее Рене Метж и Теджи Исикава. Японец, очевидно, призван присматривать за французом, как тот собирается тратить деньги. А деньги, замечу, немалые. «Пекин-92» обошелся в 22 миллиона долларов. Правда, Метж утверждает, что впервые проводить подобные соревнования всегда дороже. Однако при этом, когда речь заходит о стартовых взносах участников, он обещает постараться, «чтобы сумма в 200 тысяч франков (34 тысячи долларов) не слишком возросла».
Между тем от размеров стартового взноса напрямую зависит, как говорится, массовость марафона. По этому показателю «Пекин» пока уступает «Дакару», и в сознании многих африканский рейд все еще занимает главенствующее положение. Метж очень рассчитывает, что преодолеть финансовые трудности участникам помогут богатые спонсоры.
— Наш марафон пересекает страны, которые сегодня выходят на путь цивилизации и стремятся к открытию своих рынков для иностранных инвесторов,— говорит Рене.— Думаю, пример «Мицубиси корпорейшн», чей оборот превышает 130 миллиардов долларов, окажется заразительным и для других компаний.
Очень хотелось бы, чтобы предсказания Метжа сбылись, ведь от этого во многом будет зависеть и сколько российских экипажей отправится в путь 24 августа с парижской площади Трокадеро.
Источник: Журнал «АМС», №3, 1994