А ведь как все хорошо начиналось. Фенуй ретиво взялся за дело, будто стремясь доказать, что он именно тот человек, которому по силам вернуть «Дакару» былую привлекательность.
Прежде всего он проложил совершенно новый маршрут, решив довести гоночный караван до столицы Сенегала и вернуть его затем в Париж. Были снижены стартовые взносы, стоимость транспортировки и продовольственного обеспечения. Учтя ошибки своих предшественников, Жан-Клод задумал придать больше состязательности марафону.
В последние годы стало традицией — в спортивном плане «Дакар» фактически заканчивался через три-четыре дня после старта — на одном из спецучастков кто-то из фаворитов благодаря чистой случайности вырывался на час-полтора вперед, оставшуюся же часть дистанции гонщики преодолевали в «трамвайном» темпе. Фенуй применил до гениальности простой прием. Первую часть рейда он составил из не особо сложных спринтерских участков, путь же в Париж, напротив, представлял набор навигационно-сложных, длинных отрезков.
Все бы было хорошо, но вот некоторые другие нововведения Фенуя многим пришлись не по душе. Размолвка с ФИА по поводу прав на телетрансляции привела к тому, что марафон выпал из календаря Кубка мира по ралли-рейдам.
Этим обстоятельством, похоже, больше других был расстроен прошлогодний обладатель кубка — «Ситроен». Видимо, по этой причине «двойной шеврон» не спешил выставлять свои машины. А едва ли не в последний момент решившись на этот шаг, заявил на старт лишь два «ZX-Эволюсьон» Пьера Лартига и Юбера Ориоля. Дескать, фирма рассматривает участие в «Дакаре» лишь как заключительный этап подготовки к грядущим кубковым баталиям.
Шквал гневных нападок фаворитов вызвало и другое решение Фенуя. Вновь желая подсобить любителям, он запретил предварительную разведку трассы.
И все же никакие ограничения не смогли помешать соперничеству двух грандов — «Ситроена» и «Мицубиси». Последняя, кстати, в пику «Ситроену» заявила на гонку четыре машины, две из которых были с иголочки новыми прототипами. Помимо увеличенной до 350 л.с. мощности и крутящего момента, машины Бруно Саби и Кенджи-ро Шинозуки щеголяли модными аэродинамическими платьями прекрасного кевларового покроя. Немногим хуже были и «старые» машины группы ТЗ, вверенные заботам Эрвина Вебера и Жана-Пьера Фонтенэ. Но ничто не спасло франко-японскую команду от полного разгрома.
Дамоклов меч начал стремительно опускаться на «Мицубиси» еще в самом начале гонки. Несмотря на то, что «Пажеро» считается чуть более быстроходной машиной, чем ZX, лишь на первом спецучастке в Шейе по дороге из Парижа в Бордо (в этом году пролог не проводился) прототипы Саби и Лартига закончили с одинаковым временем. Затем «ситроены» стали медленно, но уверенно отрываться от «Мицубиси».
К тому же по прибытии в Африку, на первом спецучастке в Марокко, прошлогодний триумфатор «Дакара» Саби лишился всяких шансов на победу На полном ходу колесо его «Пажеро» провалилось в яму. Девять часов отставания, разумеется, не под силу ликвидировать даже такому «пустынному волку». Два «ситроена» тем временем шли впереди. Правда, вскоре картина для штаба «двойного шеврона» перестала выглядеть столь радужной.
Во второй день нового года на этапе между Тан-Таном и Дакхлой красный автомобиль под номером 207 загорелся. К счастью для Ориоля и его штурмана Жиля Пикара, вовремя сработала обычно довольно капризная система автоматического пожаротушения. Тем не менее экипаж потерял полтора часа драгоценного времени.
Впрочем, дальше все складывалось в пользу «ситроеновской» команды. На промежуточный финиш к берегам Розового озера Лартиг «привез» ближайшему из преследователей — Шинозуке — почти час. Это было 5 января, 7-го же перевернулся и покинул трассу и до этого испытывавший серьезные трудности с мотором Эрвин Вебер. Мало того, именно здесь, на очень сложном с точки зрения навигации двухдневном этапе, оба «ситроена» обставили «Мицубиси» еще на несколько часов. Теперь ближайший «Пажеро» отставал от Лартига аж на четыре с половиной часа! Казалось, гонка завершена. Вышло напротив — основные события только начинались.
Фенуй не делал тайны из того, что 660-километровый 14-й спецучасток, намеченный на 9 января, должен был решить судьбу всего рейда. Так оно и вышло, но, к сожалению, не совсем в том смысле, какой вкладывал в это Жан-Клод.
На преодоление Мертвых дюн Большого Эрга организаторы выделили участникам слишком мало времени. По общему мнению, этот участок нельзя было пройти менее, чем за сутки-двое. К вечеру этап отменили, но еще в середине дня Саби и Фонтенэ, отчаявшись пробиться напрямую, решили «гору обойти» и углубились в пески Большого Эрга. Где и заночевали.
Когда к 14:15 следующего дня оба «мицубиси» — единственными из всех — благополучно закончили этап, руководство команды потребовало засчитать им победу, на что технический консультант рейда Жак Режис заметил: «Мицубиси» — двое, остальных — полторы сотни!» Этап был отменен, а Ульрих Бремер. шеф франко-японской «конюшни», связавшись с Парижем, снял машины Фонтенэ и Саби с гонки. Если учесть, что Вебер сошел еще раньше, а вдохнуть жизнь в автомобиль Шинозуки механикам так и не удалось, то это полностью выводило «Мицубиси» из игры.
Что было потом, вы знаете — грандиозный скандал, приведший к отстранению от дел Жана-Клода Фенуя. Но так ли уж виноват в нашем случае стрелочник?
Судите сами. Неудачи сыпались на франко-японскую команду с самого старта. А провал на двухдневном последакаровском марафоне сделал положение команды катастрофическим. Но оказалось, что безвыходных ситуаций и вправду не существует. И вот уже Саби и Фонтенэ ночуют в песках, а Бремер терзает организаторов требованиями засчитать им победу. Получив же отказ, встает в позу и снимает с гонки своих пилотов.
Этот ход принес Бремеру существенные выгоды. Гонщиков «Мицубиси» теперь величали не иначе как героями, возрождающими «истинный дух Дакара». «Ситроен» же едва ли не обвиняли в нечестной победе. Люди из «Мицубиси», сочувствующая им пресса и болельщики в открытую говорили, что засчитай де Саби с Фонтенэ победу на этом злополучном этапе, они бы первенствовали и во всем рейде. И все забывали почему-то, что даже получи все участники пять часов штрафа, Саби не приблизился бы к Лартигу ближе, чем на шесть часов. Фонтенэ, правда, вышел бы в лидеры. С преимуществом в целых... десять минут!
И еще один случай — на этот раз двухлетней давности — выпал из памяти «знатоков». На одном из участков «Парижа—Кейптауна» «Ситроен» Ари Ватанена, преодолев вброд не слишком глубокую речку (которая, однако, стала непреодолимым препятствием для... мотоциклистов), все дальше отрывался от «Мицубиси», когда этап был отменен. Тогда руководство «Ситроена» — в отличие от Бремера — почло за лучшее не лезть в бутылку, и инцидент не получил огласки.
К сожалению, нынешний скандал не исчерпал себя в Африке и продолжился после финиша марафона. Страшно обидно за Фенуя, который, как мне кажется, провел самый интересный за последние годы «Дакар».
Все эти передряги заметно отвлекли всеобщее внимание от других действующих лиц Большого Африканского Приключения. Между тем 16-й «Париж—Дакар» принес много любопытных неожиданностей. Так, необычайно высоко в итоговом протоколе забрались машины категории Т2 — специально подготовленные серийные джипы «Мицубиси» и «Ниссан». Дотянул наконец до пьедестала багги-прототип. построенный в небольшой мастерской Жерара Бургуэна.
Третье место Филиппа Вамберга, который буквально накануне старта заменил за рулем «Бургуэн-Багги-Прото» 54-летнего хозяина команды. — немалая заслуга техничек французской «конюшни», двух знаменитых грузовиков «Перлини-10SF». Правда, итальянские машины — неизменные победители последних «Дакаров» в классе Т4, обеспечив результат Бамбергу и Жерому Ривьеру, до финиша так и не добрались.
Сход «Перлини» давал отличный шанс на победу нашим КамАЗам. Но им воспользовались, к сожалению, другие.
Чешский экипаж в составе ветеранов «Дакара» Карела Лопраиса, Радислава Стахуры и Йозефа Калины на двухосной «Татре-815» стал автором настоящей сенсации. Они не только праздновали победу в классе грузовиков, но и показали небывало высокий результат в абсолютном зачете — шестое место!
Борьба же мотоциклистов, в отличие от прошлых «Дакаров», где безраздельно властвовали «ямахи», на этот раз вылилась в спор гонщиков на «кадживах».
К несчастью, нынешний «Дакар» не обошелся без человеческих жертв. Пятого января на большой скорости не справился с управлением своего БМВ 30-летний бельгийский мотогонщик Мишель Сансен, увеличив траурный список рейда на одну строчку и доведя его до цифры 32.
Трагедия бельгийца да превращенный из мухи в слона скандал с «Мицубиси» добавили дегтя в хорошую бочку меда 16-го рейда «Париж— Дакар—Париж». А отставка Фенуя неминуемо вызовет новые проблемы, способные поставить под сомнение само существование «Дакара».
Источник: Журнал «АМС», №5, 1994