Мы прибыли сюда в полном соответствии с русской поговоркой «на мир посмотреть да себя показать». В самом деле, какой добрый молодец откажется сразиться со Змеем Горынычем — будь то сказочный многоголовый дракон или вполне реальные монстры пустыни, вышедшие из ангаров «Ситроена» или «Мицубиси». Попробуем и мы. Мы — это заводские команды ВАЗа и КамАЗа и мотоциклисты «Таис-спорт» из Москвы.
Камазовцам нужна победа как никогда На заводе проблемы, но команда выставила три мощных грузовика, два из которых с колесной формулой 4x4 оснащены пятисотсильными двигателями с двумя турбокомпрессорами, промежуточным охлаждением воздухонаддува, 16-ступенчатой коробкой передач и новой подвеской. Максимальная скорость такого автомобиля — 160 км/ч. Еще два КамАЗа были техничками тольяттинской команды.
У вазовцев две «Нивы», а также две «Самары», подготовленные по группе ТЗ — наследство от команды «Лада-Пок». Полный вес такой машины — 1800 кг, а мощность 3,5-литрового двигателя — 270—280 л.с., что сами вазовцы считают недостаточным Однако им тоже хочется показать свои возможности.
Единственные из нас, кто едет без собственной технички, — мотоциклисты. У них договор с представителем «Кадживы» во Франции, по которому москвичей так же, как, скажем, Эдди Ориоли, обслуживает общая машина техпомощи. Фирма предложила нашим ребятам и мотоциклы, выпущенные малой серией, — всего 12 штук — «Каджива-9001е-Элефант». В магазине такой «слон» весом 185 кг и мощностью 68 л.с., развивающий 190 км/ч, стоит семь с половиной тысяч долларов. Наши машины, подготовленные по группе «марафон», развивали на 7—10 л.с. больше, были тяжелее и значительно дороже.
28 декабря.
Первый 4,5-километровый СУ в Шейе, к юго-востоку от Парижа, и первый наш маленький успех — второе место экипажа Виктора Московских среди грузовиков
30 декабря. Гранада-Рабат.
615 км. Без малого две тысячи километров позади — и на предыдущем этапе сошла «Нива» Анатолия Кривобокова. Обидно — оба небольших СУ (5 и 69 км) вазовцы преодолели совсем неплохо, а вот на перегоне Бордо—Гранада нас ждали первые разочарования. Помимо «Нивы» на выезде из Мадрида прекратили борьбу Фирдаус Кабиров, Семен Якубов и Николай Страхов на КамАЗе. По результатам СУ4 в Андалузии произошел регруппинг. И еще одно подгоняет: промежуточный
финиш этапа на пароме, который, как только истечет контрольное время, возьмет курс на Африку. Опоздавшие — добирайтесь как знаете.
31 декабря.
В бивуаке Агадира встречаем Новый год по московскому времени. Менеджер «Таис-спорта» Леонид Майоров всех поздравил, выстрелил шампанским. Мы прокричали троекратное «ура», и... зашевелился весь лагерь — почти полторы тысячи человек.
А наши дела неплохи — тьфу-тьфу-тьфу — «Самара ТЗ» Николая Елизарова на шестом, а Александра Никоненко — на восьмом месте. Виктор Московских лидирует среди грузовиков.
1 января 1994 года. Агадир — Тан-Тан.
588 км по каменистой пустыне, два СУ. Отказал двигатель КамАЗа Владимира Марченкова, Анатолия Кузьмина и Евгения
Виншрадива. Сенсацией дня стал Сергей Поваров. За сотню километров до финиша, когда он начал доставать первую пятерку, лопнуло крепление маятника задней подвески. По правилам техпомощь на спецучастке не разрешена, и Сергей нашел уникальное решение. Он подобрал камень более-менее подходящей формы и весом около десяти килограммов, расклинил этим камнем маятник подвески и привязал его к раме веревкой. Эта операция стоила Поварову почти часа и отбросила его в конец третьего десятка.
В лагере Сергей со своим изобретением стал объектом пристального внимания спортсменов и прессы. Весь вечер шел юмористический ликбез. И мы почувствовали себя принятыми в эту своеобразную международную автомототусовку.
3 января.
Вчера мы ехали вдоль океана и Александр Нифонтов совершил почти невозможное — закончив этап шестым, он вышел на восьмое место! Из Тан-Тана КамАЗ Виктора Московских, Сергея Гири и Владимира Чагина вышел 21-м в абсолюте! Но до Дакхлы так и не добрался — снова мотор. А вот сегодня наш путь — по камням и пескам Мавритании.
Поваров заканчивает Этап третьим, пропустив вперед только Ориоли и Маса. Иногда в песках они шли почти рядом — Поваров «дышал» Ориоли в затылок. Зато Нифонтова ожидал сегодня рекордный забег по пустыне в полном снаряжении — 3,5 км до вертолета-заправщика и назад с бензином в пластиковой бутылке. Как раз хватило, чтобы подъехать и заправиться по-настоящему. Он оказался в результате одиннадцатым. У автомобилистов — проблемы. Елизаров отстает уже на семь с половиной часов, Никоненко — более чем на восемь.
4 января.
Просто необходимо сказать о группе поддержки. Технички, 12 самолетов, 8 вертолетов. Им всем приходится быть на финише раньше спортсменов. И в конце каждого этапа нас ждут громадные, устланные коврами шатры, экзотические кушанья. Очевидно, организаторы заключили соответствующие договоры с местными племенами.
Пока мы отдыхаем, механики успевают подготовить машины к очередному старту в шесть-семь часов утра и проводить спортсменов, которые, кажется, растворяются в утреннем тумане.
Здесь довольно много аэродромов, а один скоростной участок вообще проходил по железной дороге, как говорили, единственной на всю пустыню. Александр Лакеев пробил там два колеса. Видели мы и будто вышедшие из сказок караваны верблюдов, и вполне современных туристов, и аборигенов. Вот и говорите о безлюдной пустыне!
У Поварова ломается новый маятник задней подвески, и 415-километровый СУ Нуадхибу он проезжает, периодически перевязывая маятник веревками.
И все же Сергей умудрился уложиться в контрольное время. А Нифонтов, финишировав пятым, выходит на шестое место в общем зачете.
5 января. Нуакшот-Дакар.
575 километров, из которых 140 приходятся на два скоростных участка по берегу океана. Наши потери — сошедшая в Испании «Нива» и все три КамАЗа.
Лучший результат у Нифонтова — пятое место по сумме всех этапов. Никоненко — 25-й, Елизаров — 33-й, Лакеев — 79-й. У Поварова новый маятник, уступленный ему самим Ориоли. Впереди — день отдыха в Дакаре и обратный путь.
8 января.
Оказалось, мы рано радовались. Гонка началась только вчера. Настоящий «Париж— Дакар» с изнуряющей жарой, одиночеством и песками. Позади — первый марафонский этап по Сенегалу. В этом году их два. Такие участки на «Дакаре» ввели совсем недавно — это одна из попыток уравнять шансы спортсменов. Участники здесь по двое суток остаются без технической помощи, а ночью предоставлены сами себе в пустыне. Всем выдали палатки, воду, паек и — вперед.
Мотоциклисты — молодцы! Нифонтов заканчивает этап вторым. Поваров — третьим, Первый — Ориоли.
10 января.
Два марафонских этапа слились в один, казалось, нескончаемый кошмар. Сошла почти половина участников. В песках остались «Самара» Никоненко и оба наших мотоциклиста, «прикончившие» моторы. Только два русских экипажа продолжают борьбу — Александр Лакеев на «Ниве» и Николай Елизаров на «Самаре». Вечером, на биваке, измученный до предела Лакеев узнает, что у него 19-й результат: «После песков — «Ситроен», несколько машин и я...»
13 января. Испания.
Основная гонка позади. Самые страшные марафонские участки в Сенегале и Мавритании были тяжелы и психологически — на обратном пути слишком чувствуется усталость, которая подавляет даже новые впечатления. В Марокко трасса проходила по горам и «тяжелому камню», как сказал Саша Лакеев После песков, откуда его «Нива» выкарабкивалась, казалось, без особых усилий, ехать по камням было не легче.
В Марокко сгорела последняя «Самара». Почему — неизвестно, механикам до остова добраться не удалось. Счастье, что никто не пострадал.
15 января.
Вечером рейд финишировал в Евродиснейленде. Лакеев со штурманом В. Кольчугиным — единственные наши спортсмены, доехавшие до предместья Парижа. Их результат — 41 место в абсолютном зачете из 58 дошедших
16 января.
Сегодня во Дворце спорта состоялось торжественное закрытие ралли-рейда «Париж—Дакар—Париж» и награждение победителей. Здесь наших спортсменов ожидал последний сюрприз. На подиум были приглашены Нифонтов и Поваров, и господин Фенуй вручил им памятные призы, название которых на русский язык можно перевести как: «За волю к победе!»
Источник: Журнал «АМС», №5, 1994