Не исключено, что с подобной ситуацией Колин Мак-Рей, один из талантливейших раллистов мира, столкнулся впервые в своей гоночной карьере. А она, кстати, у Мак-Рея проходила несколько иначе, нежели у нынешних конкурентов шотландца. В "Субару", которая и год, и два назад считалась начинающей командой-середнячком, любые, даже самые незначительные успехи Мак-Рея всеми воспринимались как настоящий подвиг, неудачи же Колина, в свою очередь, списывались на "сырую" машину.
Времена изменились — теперь пользующаяся финансовой поддержкой концерна "Бритиш-Америкэн Тобакко" команда — главный претендент на высший титул. Словом, положение обязывает Мак-Рея показывать солидные результаты. А их-то как раз и нет. К тому же с приходом в "Продрайв-Субару" Карлоса Сайнса шотландский пилот словно попал в тень двукратного чемпиона мира. Конечно, каждый, кто более-менее внимательно следил за ходом первенства мира, мог заметить, что Мак-Рею постоянно не везло. Претендуя по-крайней мере на места в тройке на всех этапах нынешнего чемпионата, в которых только стартовал, Колин неизменно сталкивался с непреодолимыми проблемами: техническими неполадками, агрессивным поведением болельщиков, непрофессиональностью судей. Но первенство мира слишком серьезное мероприятие, чтобы в нем все можно было списать на тотальное невезение. Когда в твоем активе одно-единственное очко, а напарник на идентичной машине лидирует в мировом чемпионате, это волей-неволей заставляет задуматься менеджера команды: "А не подыскать ли нам замену?" Такие идеи вполне могли бы возникнуть в голове босса "Продрайв-Субару" Дейвида Ричардса, особенно после ралли в Аргентине, где причиной схода экипажа МакРей—Рингер стала водительская ошибка шотландца.
И вот нежданно-негаданно у Колина появился шанс разом восстановить свой пошатнувшийся авторитет — подняться в глазах руководства, уберечь себя от ярлыка неудачника. Но такой возможностью нужно еще и умело распорядиться.
Со сходом Сайнса шотландец перебрался на лидирующую позицию, но в то, что Колину по силам будет сохранить ее до самого финиша, поначалу не верилось. Бедь после первого в сезоне схода Карлоса по техпричине адреналин в крови Канккунена и Ориоля изрядно повысился. К тому же вслед за Сайнсом трассу одного из самых живописных этапов чемпионата мира покинули и два других гонщика "Субару", которые также могли попортить крови пилотам "Тойоты". Новозеландец "Поссум" Бурн — победитель азиатско-тихоокеанского раллийного первенства — и самый молодой чемпион Британских островов Ричард Бернс не смогли поддержать Мак-Рея. Уже на шестом СУ в придорожную канаву въехал усатый абориген Бурн: "Жаль, что рядом почти не было зрителей, они бы помогли нам вытащить машину на дорогу". На второй день дорогу конкурентам освободил и высокий рыжеволосый Бернс, разбив "Импрезу" о камни.
Но будто бы почувствовав на своих плечах ответственность за всю команду, Колин Мак-Рей умело распорядился едва ли не единственным своим козырем. Шотландец — один из трех ныне действующих раллистов (исключая сошедшего Сайнса и Канккунена), кому удавалось ранее побеждать на изумрудных пастбищах Новой Зеландии.
Причем в прошлом году свою первую победу в чемпионатах мира Колин завоевал здесь на старой модели — "Легаси". "Импреза" же, как оказалось, гораздо лучше приспособлена к местным грунтовым проселкам. Так что уже в первый день Мак-Рей сумел добиться более чем ощутимого преимущества — он выигрывал у Канккунена 44 секунды.
Своей нехитрой формуле шотландец остался верен до финиша близ аэропорта Окленда и в полном соответствии с командными интересами не просто одержал победу, но и лишил претендентов на мировой престол из "Тойоты" ценнейших очков.
За что благодарные боссы "Субару" немедленно отправили Мак-Рея в... изгнание. Вернее сказать, вместо подготовки и очередному этапу мирового первенства в Финляндии, ему пришлось изучать маршрут австралийского ралли, очки в котором нынешней осенью получат только участники на автомобилях Ф2. Решение, по крайней мере, непонятное. С одной стороны, конечно, ясны интересы фирмы на азиатском и тихоокеанском рынках, но ведь для участия в "Эйша-Пасифик чемпионшип" специально отряжены те же Бурн и Бернс, показывающие отличные результаты. Зачем же "Субару" в Австралии понадобился еще и Мак-Рей? Впрочем, к своей временной ссылке Колин отнесся по-философски: "Там я, видимо, буду полезней". Но разве мог он сказать что-то другое? А вот руководство "Продрайв-Субару" впоследствии, наверное, пожалело о своем решении.
Молодой, агрессивный, да еще и воодушевленный блестящей победой Мак-Рей мог быть весьма полезен команде в Финляндии. Но приказы не обсуждаются. И раз "Субару" решила сосредоточить все свои силы на единственном экипаже Карлоса Сайнса, то так тому и быть.
Все же, повторюсь, призадуматься англояпонской раллийной "конюшне" было о чем. На самом быстром ралли в календаре чемпионата мира традиционно сильны местные скандинавские гонщики, подчас специально ангажируемые ведущими командами для старта только в "1000 озер".
В прошлогоднем ралли знатоков местных трамплинов зазывал за руль "селик" Уве Андерссон. На сей раз отличился "Форд". Целая армада из четырех заводских "эскортов", помимо удачно вписавшихся в состав Тири и Ватанена, была вверена выздоровевшему Франсуа Делекуру, а также финскому раллийному чемпиону-88 тридцатилетнему фермеру Томми Мякинену. Раллийные заслуги двукратного победителя национального первенства по гонкам тракторов (есть и такие!) не столь велики — третье место в Кубке ФИА группы N, да два четвертых места в прошлогодних этапах чемпионата мира в Швеции и Финляндии. Но зато у него было солидное преимущество знатока местных дорог, которое Томми убедительно продемонстрировал за две недели до старта "1000 озер", отобрав победу в небольшом финском "тренировочном" ралли у самого Юхи Канккунена и его "Тойоты".
Да и свое, возможно, главное в сезоне ралли Мякинен начал так, будто с ним вместе не стартовали четыре чемпиона мира — уже после первых семи СУ финн выигрывал 22 секунды у Ориоля, 32 — у Сайнса и почти минуту у Делекура и Тири.
Тридцать лет — не такой уж большой для раллиста возраст, но когда к этим годам ты еще ни разу не числился в командах-фаворитах, то просто обязан лезть из кожи вон и завоевывать авторитет. Его даже не смутило то, что на десятом допе "Форд" финна развернулся и Томми со штурманом Сеппо Харьянне (тоже, кстати, чемпионом мира 1985 года и двукратным победителем "1000 озер") потеряли полминуты, пропустив вперед "Тойоту" Ориоля. Мякинен к концу дня умудрился сократить отставание до ничтожных двух секунд. А после скромничал, невысоко оценивая свои шансы на следующий день: "Завтрашние длинные участки дадут преимущество Дидье, ведь он стартует первым, и никто не будет пускать ему пыль в глаза". Однако вышло так, что в субботу Томми легко нагнал француза, обошел его и больше никого вперед не пропускал, выиграв таким образом, первое мировое ралли в карьере. "Это самый счастливый день в моей жизни", — не мог поверить своей удаче уроженец Хельсинки, для которого нынешние "1000 озер" были 23 стартом в этапах чемпионата мира.
Воздавая должное упорству и мастерству финна, который теперь может справедливо рассчитывать на вакансию в одной из ведущих раллийных "конюшен", нужно заметить, что великие гораздо более заняты выяснением междоусобных отношений, нежели желанием осадить местного задиру.
И что любопытно, после окончания ралли обе конфликтующие стороны — "Тойота" и "Су-бару" — остались удовлетворенными, по крайней мере они сделали все, чтобы со стороны казалось именно так.
Был доволен и Сайнс, после двухгодичного отсутствия в Финляндии, ставший третьим: "Ориоль лишь в шести очках впереди, зато Канккунен на десять позади. Мои шансы весьма неплохи. Все в порядке".
Все ли? "Продрайв-Субару" предстоит два тяжелейших заключительных этапа чемпионата мира, в которых команда либо наконец завоюет долгожданное чемпионское звание, либо рискует остаться у разбитого корыта.
Обеспокоенный поруганной японцами честью своих спортивных достижений "Форд-Моторспорт" заявил об уходе из первенства мира. А для его проведения, как известно, необходимо участие по крайней мере четырех "заводских" команд. С дезертирством "Форда" их осталось три — "Тойота", "Субару" и "Мицубиси". Но если подопечные Уве Андерссона уже завоевали себе и японской марке славу, то многомиллионные капиталовложения двух других японских заводов, слишком долго набиравшие обороты на полях раллийных баталий, могут оказаться в таком случае никчемными.
Как гласит народная мудрость: "Береги честь смолоду!" Потом будет поздно.
Источник: Журнал «АМС», №10, 1994