По обыкновению, среди подавшихся в революционеры оказались те, кто, как говорится, "был никем’', но страстно желает "стать всем". Это, в первую очередь, касается представителен французских фирм, истосковавшихся по крупным победам. Сегодня, когда на раллийных трассах царствуют "тойоты".
"форды", "субару" группы А, прорваться к пьедесталу на скромных "Рено-Клио" или "Пежо-306" им явно не по силам. А затевать дорогостоящие проекты для создания машин, подобных "Эскорт-Косворту" или "Селике-4WD", не по карману — средства брошены на борьбу в формуле 1 с раскатившимся "Бенеттоном".
Один из вождей революционеров, раллийный человек "Рено" Патрик Ландон, как и подобает истинному трибуну обездоленных, резок на слово и категоричен в оценках:
— В наши дни таким чудовищам, как машины группы А, нет места на дорогах! Из-за них ралли подвергаются все большей критике со стороны "зеленых" и властей тех стран, где проходят этапы мирового первенства. Организаторам все труднее успокаивать общественное мнение. Только машины "умеренных достоинств", близкие к тем, что можно купить в обычном магазине, могут обеспечить дальнейшее существование ралли как спортивной дисциплины.
Любопытно, что похожие речи слышались уже однажды в середине 80-х годов. Только тогда революционеры с жаром набрасывались на машины группы В и горой стояли за... группу А. И отстояли. Любители ралли стараются не вспоминать тусклые чемпионаты тех лет — контраст между машинами групп А и В был чудовищный. Мощности упали с 500 до 230 л.с., болельщики отворачивались от нудного зрелища, пресса начала забывать о существовании раллийного первенства. Понадобилось несколько сезонов, чтобы усилиями инженеров ведущих фирм создать автомобили, достойные соревнований мирового уровня. Сегодня по прыти иные машины группы А даже превосходят своих предшественников, чьи достоинства, казалось, останутся недосягаемыми. Да, видно, история учит только тому, что ничему не учит. Достав с дальней полки запыленные аргументы восьмилетней давности, руководители ФИА приговорили к смерти группу А. Отсрочив, правда, исполнение приговора до 1998 года. Как говори тся, и на том спасибо. В 1986-м командам на подготовку дали лишь несколько месяцев.
— Чемпионат станет более представительным. Ведь машины, отвечающие требованиям формулы 2, есть в производственных программах многих ведущих фирм, — обещает президент Макс Мосли.
Что ж, список возможных участников, приведенный нами, действительно обширен. Но достанет ли желания у хозяев большинства компаний вступать на опасную тропу очной конкуренции друг с другом? Ведь даже ярый сторонник реформ, представитель "Пежо" Жан-Пьер Николя весьма осторожно оценивает перспективы участия автомобилей своей фирмы в измененном чемпионате:
— Я не уверен, что мы активно включимся в такое первенство, слишком много сил отнимает формула 1. Другое дело — эпизодические старты через хорошие частные команды.
Если так сдержанны революционеры, то что же говорить об их оппонентах.
— "Мицубиси" не видит никакого смысла в своем участии в чемпионате мира, если он будет проводиться исключительно на маленьких машинах с приводом на одну ось, — считает шеф команды "Ралли-Арт" Эндрю Коуэн. Эта фирма придает большое значение тесной связи между высоким уровнем технических решений, заложенных в раллийных машинах, и их применением на серийных автомобилях. Такая связь исчезает вместе с группой А.
Отклик "Форда" на решение ФИА был более категоричен — компания в будущем прекращает свое участие в первенстве мира. Если дело так и дальше пойдет, то чемпионат рискует не дожить до обещанных времен, когда от желающих стартовать не будет отбоя.
— Реформа сократит финансовые затраты команд, — говорят в ФИА, где очень любят порадеть за чужие кошельки. Не спорю. Наверное, на постройку менее затейливых машин денег потребуется меньше. Вот только основная часть расходов солидных "конюшен" приходится на оплату доставки в разные концы света боевых, тренировочных автомобилей, обеспечения сервиса в ходе ралли. Стало быть, реальный финансовый выигрыш окажется менее впечатляющим, чем может показаться на первый взгляд.
Впрочем, предлагается сэкономить уже в будущем году и на сервисе, ограничив число техничек на каждый автомобиль. А для того, чтобы сильно урезанный отряд механиков все-таки успел на встречу со своими экипажами, число таких возможных рандеву сильно сокращено. Зоны техобслуживания теперь располагаются не чаще, чем через 50 км спецучастков. Если учесть, что средняя длина допов в состязаниях чемпионата мира составляет, как правило, 10— 30 км, то это означает, что гонщики будут лишены технической помощи на трех СУ. Очевидно, это вызовет большее число сходов по техническим причинам. Ведь ко всему прочему, ныне в каждой машине может быть не более двух запасных колес.
Есть и более серьезная опасность. До сих пор механики после каждого спецучастка проверяли элементы безопасности. С будущего сезона они лишены такой возможности.
— Мне однажды довелось ехать с утечкой бензина, — вспоминает Дидье Ориоль. — Как должен я поступить, если эта неисправность произойдет теперь на допе, после которого нет сервиса? Я, конечно же, поеду дальше, но с риском пожара.
Скорее всего, ограничения, связанные с техобслуживанием, изменят и конфигурацию маршрутов многих ралли. Они могут превратиться в кольцевые дистанции со стартом и финишем в одном месте. Это уменьшает потребность в сервисных автомобилях, но что останется в таком случае от "Монте-Карло" или "Корсики" кроме названия? Этапы мирового первенства станут похожи один на другой, как трассы формулы 1.
В таком случае для ознакомления с дистанцией действительно хватит, как предписывает новый регламент, три раза проехать ее в конвое, глотая кенийскую или греческую пыль, поднятую впереди-идущими автомобилями. Пока же молодые гонщики, которые станут выступать на новой для них трассе, скорее всего, будут иметь довольно бледный вид на фоне более опытных коллег.
Впрочем, до забот ли "зеленых" дебютантов, когда на дворе революция, задуманная, как обычно бывает, во благо. Кстати, вторая за год, вслед за "электронной" в формуле 1. Похоже, разрубать узел проблем одним ударом становится традицией в коридорах власти ФИА. Хотя давно известно, что у революционеров в стремлении улучшать дело куда успешней получается разрушать, чем строить. И не дай Бог, раллийный чемпионат постигнет участь другого первенства мира — спортивных прототипов, залеченного "докторами" из Международной федерации до смерти.
Источник: Журнал «АМС», №10, 1994