Суть дела такова. Экипаж Игорь Коновалов — Владислав Рогов на 23 минуты опоздал на предстартовый техосмотр. Дескать, из-за "пробок" на Московской кольцевой дороге. По правилам такое нарушение влечет исключение из состязаний, если причина не считается форс-мажорной, т.е. не зависящей от воли людей. Вдобавок между административным и техническим контролем экипаж поменял двигатель, что также запрещено. Тем не менее, Коллегия спортивных комиссаров (КСК), высшая власть на любом этапе чемпионата, пошла спортсменам навстречу и допустила их с оговоркой "условно". Однако Владимир Калашников, представитель команды "Динамо-Эскорт", а, значит, и экипажа Аркадий Кузнецов — Алексей Щукин, подал протест. То ли конкурента решил убрать, то ли старые счеты сводил — все они раньше были в одной команде, пока не переругались окончательно. Возможно и другое: возжаждал человек справедливости.
Офицер по связи и пресс-атташе Борис Блохин, к тому же еще наставник руководителей гонки Евгения Живоглазова и Игоря Сухова, ринулся на помощь. Ралли "Мытищи" с давних пор имеет хорошую репутацию и, как следствие, коэффициент 2, на который умножаются полученные участниками чемпионата очки. Разумеется, ошибок допускать нельзя, и желание старшего товарища подставить плечо вполне естественно. Второе плечо Борис Блохин подставил экипажу Коновалова. Тоже объяснимо: в течение нескольких лет Блохин — один из организаторов соревнований в Раменском — хорошо знаком с местной командой.
Руководители гонки, воспользовавшись расплывчатой формулировкой пункта Спортивного кодекса РАФ о сопровождении протеста денежным залогом, свели этот самый протест до уровня заявления. Тем более что по правилам протест подают либо руководителю гонки, либо в КСК. А этот, как сказал Блохин, "оставили завхозу". Но Калашников — очень кстати, потому что сам документ исчез, — догадался снять ксерокопию. На ней видны подпись "завхоза", то есть заместителя руководителя гонки, Игоря Сухова, и время — 13.50.
Между тем карусельной гонкой в Красноармейске закончился первый круг соревнований. На этой сложной дороге со смешанным покрытием сошло десять экипажей, в том числе "Лянча" Виктора Балакана.
Тем временем комиссары утвердили протокол первого дня, а также сняли формулировку "условно" с допуска Коновалова — о протесте Калашникова им ничего не было известно. Руководители гонки молчали, ведь заявление — не протест Уже после заседания КСК Калашников вручил комиссарам копию того самого документа, составленного в форме протеста и соответственно озаглавленного, а также справку из областного ГАИ о том, что в указанное время на 105 — 108 км МКАД никаких "пробок" не было.
Появились очень интересные вопросы. Почему Евгений Живоглазов взялся решать, протест это или нет? Куда девался оригинал документа? Любой ли протест должен сопровождаться денежным взносом или только тот, который касается разборки автомобиля участника после финиша? И наконец была ли "пробка"? Дошло до того, что один из комиссаров, Игорь Девятое, как он объяснил, из этических соображений, в частном порядке посоветовал Коновалову прекратить соревнования. Но только подлил масла в огонь.
Экипаж из Раменского вышел на старт и, надо отдать ему должное, проведя гонку "на нервах", показал четвертый результат.
А вечером Владимир Калашников уведомил КСК о своем намерении подать апелляцию в РАФ. Теперь судьбу результатов гонки мог решить только апелляционный суд Федерации. Точнее специально созданная комиссия — суд к тому времени в РАФе еще не успели выбрать. Тем не менее награждение провели. По предварительному протоколу. Только во второй группе, где экипаж из Раменского занял второе место, объявили лишь победителя.
Вряд ли стоит подробно описывать последний, "бумажный" круг гонки. Одних справок о ремонте участка МКАД в дело подколото не меньше пяти. Аргументы сторон были виртуозными... Решение — тоже. Апелляцию удовлетворить, Евгению Живоглазову в течение года запретить занимать официальные должности на соревнованиях, а действия КСК считать ошибочными. По спортивному закону решение апелляционной комиссии с полномочиями суда является окончательным и обжалованию не подлежит. Кто же выиграл "ралли после ралли"? Как заметил ответственный секретарь Российской автофедерации Сергей Ушаков: "И организаторы, и гонщики, и Коллегия спортивных комиссаров, и весь РАФ целиком только проиграли".
Источник: Журнал «АМС», №9, 1994