С западногерманской стороны интерес к сотрудничеству проявила «ОКРАСА Г. Оттингер Гмбх» — одна из авторитетных в ФРГ фирм по форсировке и доводке серийных легковых автомобилей и микроавтобусов «Ауди», «Мерседес» и «Фольксваген».
Глава компании Герхард Оттингер, увидев гоночный автомобиль «Эстония-24», был приятно удивлен высоким качеством исполнения его алюминиевого монокока. Знакомство с конструкцией, созданной испытателем Таллиннского опытного авторемонтного предприятия, эксчемпионом СССР по кольцевым гонкам Раулем Сарапом, придало главе фирмы уверенность в том, что в Таллинне он может найти квалифицированного партнера. Думается, не последнюю роль в этом альянсе сыграло и то, что сам Оттингер родом из Таллинна.
Как опытный бизнесмен он понимал, что только постройкой гоночных машин предприятие существовать не может. Так «Эсттек» стал одновременно первым представительством фирм «Ауди», «Мерседес» и «Фольксваген» в Эстонии. Кроме того, было налажено производство спойлеров и декоративных пластмассовых деталей для «Лады-Самары», которые выгодно отличаются от многих самоделок современным дизайном (он разработан фирмой художественного конструирования «Мадис Дизайн»).
Впрочем, вернемся к «формуле». Кроме Рауля Са-рапа за дело взялись опытные инженеры — создатель ранних моделей «эстоний» Калле Кеель, конструктор гоночных мотоциклов «Вихур» Калле Карп. В коллектив пришли и другие ветераны гоночного автомобилестроения во главе с мастером на все руки токарем и фрезеровщиком Арно Йоалой (кстати, отцом известного певца Яаака Йоалы). Большинство из них не один десяток лет отдали строительству «формул».
С изготовлением первой модели решили не тянуть. Поэтому за основу взяли хорошо зарекомендовавшую себя на гоночных трассах «Эстонию-24». Изменений в ее конструкцию было внесено немало, но в основном они диктовались установкой на «Эсттек» комплектующих производства ФРГ и Великобритании. Сделано это с тем расчетом, чтобы на новой машине можно было выступать в соревнованиях популярной в Скандинавии формулы 4.
Партия из шести первых автомобилей была готова в конце мая 1990 года. Согласно техническим требованиям к подобным машинам, «Эсттек-884» оснащен двигателем «Фольксваген-гольф-ГТИ-1,6». Выбор других деталей также во многом был ограничен регламентом гонок формулы 4.
Двигатель, коробка передач, шины, амортизаторы, огнетушители, ремни безопасности, рулевые колеса, кое-какие другие мелкие части — все это приобреталось за рубежом. Так что продавать машины совместное предприятие собирается за конвертируемую валюту.
Впрочем, до сих пор ни на одну из шести машин так и не нашлось покупателей. Два «Эсттека-884» получили «фирменные» гонщики предприятия — Отть Ванаселья и Марек Кийза. Остальные арендовали эстонские спортсмены — Тоомас Нала и Вяйно Пентус, а также финны — Теро Симонен и Мика Таласвуори.
Следующий шаг «Эсттека» — создание автомобиля международной формулы 3. Это давняя мечта главного конструктора Рауля Сарапа. Формы для монокока уже создаются. Параллельно идет изготовление металлических деталей. Как считают на предприятии, к весне новый «Эсттек-913» должен быть готов.
М.-Х. КУУЗЕ, инженер
Основные технические параметры гоночного автомобиля «ЭСТТЕК-884»
Длина — 4040 мм; ширина — 1690 мм; высота — 910 мм; база — 2400 мм; колея колес: передних — 1490 мм. задних — 1440 мм; двигатель — «Фольксваген-гольф-ГТИ-1,6», мощность — 120 л. с.; система питания: два карбюратора «Вебер-40ДКОЕ»; система смазки с сухим картером; коробка передач — «Хьюланд-Мк9»; количество передач — 4; сцепление и тормоза — АП; амортизаторы — «Бильштайн»; шины — «Эйвон».
Источник: Журнал «АМС», №4, 1990